В связи с вступлением в силу Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» №361-IX от 06 декабря 2019 (далее – Закон) значительно усилились меры финмониторинга, направленные на предотвращение легализации доходов. Одной из таких мер стало расширение перечня субъектов, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ).

Статья 6 Закона была дополнена и расширена понятия отноистельно следующих СПФМ:

  • субъектов аудиторской деятельности;
  • бухгалтеров, субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету;
  • субъектов хозяйствования, осуществляющих консультирование по вопросам налогообложения;
  • субъектов хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
  • лиц, оказывающих услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
  • субъектов хозяйствования, предоставляющих посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъектов хозяйствования, предоставляющих за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
  • поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

С момента принятия новой редакции Закона все СПФМ должны встать на учет в качестве СПФМ в Государственной службе финансового мониторинга. При этом перед постановкой на учет следует учесть все требования законодателя, а именно:

  1. Требования относительно ответственного работника и его заместителя.

Законом предусмотрено, что ответственный работник назначается по должности на уровне руководства, должен иметь безупречную деловую репутацию (что подтвердить справкой об отсутствии судимости) и соответствовать квалификационным требованиям.

Кроме Закона СПФМ также руководствуются в своей деятельности нормами своего регулятора (им может быть Министерство юстиции Украины, Министерство финансов Украины и т.д. – в зависимости от вида СПФМ). Поэтому при подборе ответственного работника следует обратить внимание на их положения относительно финансового мониторинга: там могут быть дополнительные требования.

  1. Требования к внутренним документам.

Закон обязывает СПФМ разработать и утвердить правила и программу финансового мониторинга, а также другие внутренние документы. Обычно, основные требования к ним указаны в нормативно-правовых актах непосредственного регулятора. Также регулятор может предусмотреть обязательное утверждение других документов, касающихся финансового мониторинга СПФМ.

  1. Другие требования.

СПФМ следует обратить внимание на ограничения по времени с момента назначения ответственного работника, его увольнение и тому подобное. В случае наступления таких изменений он должен немедленно сообщить об изменениях в Государственную службу финансового мониторинга.

Также есть ограничения по времени и по самой процедуре осуществления финансового мониторинга (например, в случае отказа в обслуживании клиенту). Сроки для сообщения определяются Законом и могут отличаться в зависимости от ситуации.

Со своей стороны, Smartsolutions Law Group советует пристально и внимательно вести деятельность в качестве СПФМ, и ни в коем разу не пренебрегать положениями законодательства. В случае наличия у вас вопросов, наши эксперты готовы помочь вам при разработке внутренних документов компании и проконсультировать относительно ситуаций, которые могут возникнуть при осуществлении финансового мониторинга.

Контактное лицо
Марина Черноморец
Марина Черноморец
Юристка
Узнать больше
Решение
Сопровождение операционной деятельности бизнеса
Корпоративное право
Последние публикации
DIYA CITY, First steps DIYA CITY, First steps
На сегодняшний день в средствах массовой информации и в юридических кругах массово обсуждается приня
16-12-2021
Юридическое сопровождение покупки недвижимости Юридическое сопровождение покупки недвижимости
Любое приобретение недвижимости – это сложное соглашение, к подписанию которого необходимо подойти с
15-12-2021
Закон о КИК – угроза стартапам или путь к развитию? Закон о КИК – угроза стартапам или путь к развитию?
Если вы до сих пор не следили за Законом № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о
30-11-2021
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone