28 апреля 2020 вступил в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-их (далее — Закон)

Закон существенно расширил перечень субъектов первичного финансового мониторинга (далее — специально определенные СПФМ), которые обязаны отслеживать финансовые операции и в случае подозрительных транзакций сообщать об этом в соответствующие контролирующие органы. Сейчас это:

  • субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги

  • адвокаты

  • адвокатские бюро и объединения

  • нотариусы

  • субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, бухгалтера

  • аудиторские фирмы, аудиторы

Исключение составляют лица, которые оказывают услуги в рамках трудовых правоотношений.

Действующее законодательство Украины закрепляет, что обязанности специально определенных СПФМ осуществляются только в случае, если они задействованы в финансовой операции для своего клиента по:

  • купли-продажи недвижимости

  • управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах

  • управление активами клиента

  • привлечение средств для создания юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими

  • создание юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи корпоративных прав юридических лиц

Имеется ввиду, что если вышеуказанные СПФМ не предоставляют услуги, связанные с перечнем операций, указанным выше, то и обязанности встать на учет в Госфинмониторинг у них на данный момент не возникает.

Согласно Закону, в обязанности специально определенных СПФМ отнесены:

  • проверка новых и существующих клиентов

  • мониторинг финансовых операций клиента и информирования специально уполномоченных органов о выявленных подозрительных финансовых операциях или попытки их проведения (независимо от суммы) немедленно после возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения

  • мониторинг и информирование специально уполномоченных органов о различиях между сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента, которые содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР) и информации, полученной в результате осуществления надлежащей проверки клиента.

Поэтому отныне при проверке клиента нужно обеспечивать постоянную актуализацию данных, документов и информации о клиенте, его конечном бенефициаре, установление целей и характера будущих деловых отношений.

Специально определенным СПФМ запрещается раскрывать информацию лицам, которые принимали участие в таких операциях, об осуществлении информирования о них. Однако, например, если адвокат пытается отговорить клиента или участника сомнительной операции от совершения действий (осуществления деятельности) с нарушением действующего законодательства, такое предостережение действовать не будет.

Необходимые действия для внедрения требований финмониторинга на уровне компании

Специально определенным СПФМ необходимо создать внутреннюю систему финансового мониторинга, которая должна соответствовать Закону и принципам, что определены соответствующим регулятором, а именно:

  • разработать и внедрить правила и программу осуществления финансового мониторинга и другие внутренние документы по вопросам финансового мониторинга (приказы, опросники, анкеты и т.д.)

  • стать на учет в специально уполномоченном органе

  • назначить ответственного за финмониторинг — работника, имеющего хорошую деловую репутацию

  • обеспечить надлежащий финмониторинг клиента, чтобы выявлять подозрительные финансовые операции независимо от уровня риска деловых отношений с партнером

  • должным образом проверять новых и имеющихся контрагентов

  • предоставлять информацию на запрос Госфинмониторинга

  • уведомлять Госфинмониторинг об:

  • подозрительные финансовые операции или попытки их провести независимо от суммы — немедленно после возникновения подозрения;

  • различия в сведениях о конечных бенефициарах, содержащиеся в ЕГР, и информации, обнаруженной во время проверки — не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, когда обнаружил расхождения.

Ответственный работник обязан пройти обучение и сдать экзамен в аккредитованном Государственной службой финансового мониторинга Украины учебном заведении по вопросам финансового мониторинга в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Группы, участниками которых являются СПФМ, разрабатывают и внедряют единые правила финансового мониторинга, что, в частности, включают процедуру использования информации в пределах группы с целью финансового мониторинга. Такие правила распространяются на всех субъектов первичного финансового мониторинга, входящих в группу, их филиалы и дочерние компании, расположенные в других странах.

К тому же, специально определенные СПФМ должны осуществлять:

  • идентификацию и верификацию клиента (представителя клиента)

  • выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрения, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения, в частности с использованием средств автоматизации

  • управление рисками и разработку критериев рисков

  • регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и осуществлять другие обязанности

В соответствии с положениями Закона, финансовые операции являются подозрительными, если соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:

  • проведены необычным способом

  • являются сложными финансовыми операциями

  • являются значительными

  • не имеют очевидной законной или экономической цели

Ответственность для специально определенных СПФМ

Предполагается несколько видов санкций, которые могут быть применены к СПФМ, в частности:

  • письменное предостережение

  • требование отстранить от работы виновное должностное лицо

  • заключения письменного соглашения, по которому СПФМ должен заплатить определенное денежное обязательство и принять меры, чтобы устранить и / или не допускать в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства, повысить эффективность функционирования и / или адекватности системы управления рисками и т.д.

Финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Закона в размере 20 000 НМДГ (340000 грн.):

  • за невыявление (несвоевременное выявление) финансовых операций, подпадающих под финмониторинг

  • невыполнение требования об отказе от установления (поддержания) деловых отношений, проведения финансовой операции

  • непредоставление (несвоевременное предоставление), нарушение порядка предоставления или предоставления недостоверной информации в Госфинмониторинг в законодательно установленных случаях

Факты нарушений законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, фиксируют должностные лица Госфинмониторинга. Это происходит при осуществлении надзора за деятельностью субъектов первичного мониторинга, в частности, путем проведения плановых и внеплановых проверок (выездных или невыездных). Нарушения фиксируются в соответствующих актах проверок субъектов финансового мониторинга

ИТОГИ

  • Обязанности специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга выполняются только в случае участия в финансовой операции для своего клиента — нотариусами, адвокатами, адвокатскими объединениями и бюро, субъектами хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, лицами, предоставляющими услуги по созданию, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, субъектами хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету.

  • Специально определенные СПФМ не обязаны уведомлять Госфинмониторинг о пороговых финансовых операциях (400000 грн.), однако обязаны уведомить о подозрительных операциях или попытку их проведения.

  • В случае нарушения требований Закона адвоката может быть привлечен к ответственности. Однако, при проведении контроля уполномоченные субъекты должны соблюдать установленных Законом особенностей и исключительных случаев выполнения обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга — в том числе и по соблюдению адвокатской тайны

Специально определенный СПФМ приобретает такой статус только с момента установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить один из финансовых сделок, и в случае, если он задействован в финансовой операции для своего клиента и / или в случаях, если в СПФМ возникают подозрения.

Специально определенный СПФМ может не сообщать Госфинмониторинг о своих подозрениях в случае, когда соответствующая информация является предметом его профессиональной тайны. Однако, при сообщении такой информации Госфинмониторинга СПФМ освобождается от ответственности за ее разглашение.

В случае, если у вас необходимость в разъяснении положений принятого законодательства по финансовому мониторингу, юристы Smartsolutions Law Group придут на помощь и смогут предоставить необходимые консультации и исчерпывающие ответы на ваши вопросы.

Решение
Сопровождение операционной деятельности бизнеса
Последние публикации
Имплементация общего стандарта отчетности CRS в Украине Имплементация общего стандарта отчетности CRS в Украине
28.04.2023 года вступил в силу Закон, введенный Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки инфо
25-05-2023
Изменения в порядке регистрации авторских прав 2023 Изменения в порядке регистрации авторских прав 2023
Об основных изменениях, введенных Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» – рассказала
1-05-2023
Сбор доказательств с целью определения размера ущерба, нанесенного вооруженной агрессией Сбор доказательств с целью определения размера ущерба, нанесенного вооруженной агрессией
Адвокатесса Катерина Стадник описала процесс фиксации доказательств нанесенного ущерба, который реал
25-04-2023
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone