28 апреля 2020 вступил в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-их (далее — Закон)
Закон существенно расширил перечень субъектов первичного финансового мониторинга (далее — специально определенные СПФМ), которые обязаны отслеживать финансовые операции и в случае подозрительных транзакций сообщать об этом в соответствующие контролирующие органы. Сейчас это:
-
субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги
-
адвокаты
-
адвокатские бюро и объединения
-
нотариусы
-
субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, бухгалтера
-
аудиторские фирмы, аудиторы
Исключение составляют лица, которые оказывают услуги в рамках трудовых правоотношений.
Действующее законодательство Украины закрепляет, что обязанности специально определенных СПФМ осуществляются только в случае, если они задействованы в финансовой операции для своего клиента по:
-
купли-продажи недвижимости
-
управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах
-
управление активами клиента
-
привлечение средств для создания юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими
-
создание юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи корпоративных прав юридических лиц
Имеется ввиду, что если вышеуказанные СПФМ не предоставляют услуги, связанные с перечнем операций, указанным выше, то и обязанности встать на учет в Госфинмониторинг у них на данный момент не возникает.
Согласно Закону, в обязанности специально определенных СПФМ отнесены:
-
проверка новых и существующих клиентов
-
мониторинг финансовых операций клиента и информирования специально уполномоченных органов о выявленных подозрительных финансовых операциях или попытки их проведения (независимо от суммы) немедленно после возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения
-
мониторинг и информирование специально уполномоченных органов о различиях между сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента, которые содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР) и информации, полученной в результате осуществления надлежащей проверки клиента.
Поэтому отныне при проверке клиента нужно обеспечивать постоянную актуализацию данных, документов и информации о клиенте, его конечном бенефициаре, установление целей и характера будущих деловых отношений.
Специально определенным СПФМ запрещается раскрывать информацию лицам, которые принимали участие в таких операциях, об осуществлении информирования о них. Однако, например, если адвокат пытается отговорить клиента или участника сомнительной операции от совершения действий (осуществления деятельности) с нарушением действующего законодательства, такое предостережение действовать не будет.
Необходимые действия для внедрения требований финмониторинга на уровне компании
Специально определенным СПФМ необходимо создать внутреннюю систему финансового мониторинга, которая должна соответствовать Закону и принципам, что определены соответствующим регулятором, а именно:
-
разработать и внедрить правила и программу осуществления финансового мониторинга и другие внутренние документы по вопросам финансового мониторинга (приказы, опросники, анкеты и т.д.)
-
стать на учет в специально уполномоченном органе
-
назначить ответственного за финмониторинг — работника, имеющего хорошую деловую репутацию
-
обеспечить надлежащий финмониторинг клиента, чтобы выявлять подозрительные финансовые операции независимо от уровня риска деловых отношений с партнером
-
должным образом проверять новых и имеющихся контрагентов
-
предоставлять информацию на запрос Госфинмониторинга
-
уведомлять Госфинмониторинг об:
-
подозрительные финансовые операции или попытки их провести независимо от суммы — немедленно после возникновения подозрения;
-
различия в сведениях о конечных бенефициарах, содержащиеся в ЕГР, и информации, обнаруженной во время проверки — не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, когда обнаружил расхождения.
Ответственный работник обязан пройти обучение и сдать экзамен в аккредитованном Государственной службой финансового мониторинга Украины учебном заведении по вопросам финансового мониторинга в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Группы, участниками которых являются СПФМ, разрабатывают и внедряют единые правила финансового мониторинга, что, в частности, включают процедуру использования информации в пределах группы с целью финансового мониторинга. Такие правила распространяются на всех субъектов первичного финансового мониторинга, входящих в группу, их филиалы и дочерние компании, расположенные в других странах.
К тому же, специально определенные СПФМ должны осуществлять:
-
идентификацию и верификацию клиента (представителя клиента)
-
выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрения, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения, в частности с использованием средств автоматизации
-
управление рисками и разработку критериев рисков
-
регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и осуществлять другие обязанности
В соответствии с положениями Закона, финансовые операции являются подозрительными, если соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:
-
проведены необычным способом
-
являются сложными финансовыми операциями
-
являются значительными
-
не имеют очевидной законной или экономической цели
Ответственность для специально определенных СПФМ
Предполагается несколько видов санкций, которые могут быть применены к СПФМ, в частности:
-
письменное предостережение
-
требование отстранить от работы виновное должностное лицо
-
заключения письменного соглашения, по которому СПФМ должен заплатить определенное денежное обязательство и принять меры, чтобы устранить и / или не допускать в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства, повысить эффективность функционирования и / или адекватности системы управления рисками и т.д.
Финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Закона в размере 20 000 НМДГ (340000 грн.):
-
за невыявление (несвоевременное выявление) финансовых операций, подпадающих под финмониторинг
-
невыполнение требования об отказе от установления (поддержания) деловых отношений, проведения финансовой операции
-
непредоставление (несвоевременное предоставление), нарушение порядка предоставления или предоставления недостоверной информации в Госфинмониторинг в законодательно установленных случаях
Факты нарушений законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, фиксируют должностные лица Госфинмониторинга. Это происходит при осуществлении надзора за деятельностью субъектов первичного мониторинга, в частности, путем проведения плановых и внеплановых проверок (выездных или невыездных). Нарушения фиксируются в соответствующих актах проверок субъектов финансового мониторинга
ИТОГИ
-
Обязанности специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга выполняются только в случае участия в финансовой операции для своего клиента — нотариусами, адвокатами, адвокатскими объединениями и бюро, субъектами хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, лицами, предоставляющими услуги по созданию, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, субъектами хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету.
-
Специально определенные СПФМ не обязаны уведомлять Госфинмониторинг о пороговых финансовых операциях (400000 грн.), однако обязаны уведомить о подозрительных операциях или попытку их проведения.
-
В случае нарушения требований Закона адвоката может быть привлечен к ответственности. Однако, при проведении контроля уполномоченные субъекты должны соблюдать установленных Законом особенностей и исключительных случаев выполнения обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга — в том числе и по соблюдению адвокатской тайны
Специально определенный СПФМ приобретает такой статус только с момента установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить один из финансовых сделок, и в случае, если он задействован в финансовой операции для своего клиента и / или в случаях, если в СПФМ возникают подозрения.
Специально определенный СПФМ может не сообщать Госфинмониторинг о своих подозрениях в случае, когда соответствующая информация является предметом его профессиональной тайны. Однако, при сообщении такой информации Госфинмониторинга СПФМ освобождается от ответственности за ее разглашение.
В случае, если у вас необходимость в разъяснении положений принятого законодательства по финансовому мониторингу, юристы Smartsolutions Law Group придут на помощь и смогут предоставить необходимые консультации и исчерпывающие ответы на ваши вопросы.