С началом полномасштабной войны россии против Украины актуальность релокации ІТ-компаний значительно возросла. Владельцы компаний пытаются спастись от войны и сохранить возможность для работы, создать резервные фонды, защищенные от последствий войны, расширять структуру бизнеса. Большинство компаний стремятся остаться в Украине и, соответственно, релоцироваться в пределах страны в более безопасные регионы, а часть компаний создают юниты за рубежом.
Smartsolutions подготовил обобщенную справку об особенностях осуществления релокации в этот период как в пределах Украины, так и за границу.
Программа релокации предприятий, созданная правительством Украины
Основания для участия в программе, порядок подачи заявки
К программе может присоединиться любое предприятие в регионах, пострадавших от боевых действий, осуществив полную или частичную релокацию своих мощностей. Перемещение предприятий происходит в один из девяти регионов: Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Винницкая, Волынская и Ровенская области.
Для того, чтобы стать участником программы, нужно подать заявку на перемещение онлайн по специальной форме, указав специализацию предприятия, количество работников, возможности производства, потребности в производственном помещении, сырье, размещении сотрудников, а также способ транспортировки.
Форма предоставления поддержки
После принятия решения о перемещении предприятие получит пакет государственной поддержки, включающий в себя следующие возможные элементы:
- подбор места расположения для мощностей предприятия;
- помощь с перевозкой на новую локацию (силами Укрпочты и Укрзализныци, других перевозчиков);
- содействие в расселении работников и поиска новых сотрудников;
- поддержка в восстановлении логистики, закупки сырья и поиска рынков сбыта.
После завершения боевых действий предприятия также получат возможность вернуться на первичные локации .
Юридические аспекты перемещения бизнес-активов
В случае релокации предприятию следует изменить местонахождение на новый фактический адрес, по которому будет осуществляться деятельность. Для этого нужно:
- осуществить государственную регистрацию изменений информации о предприятии в ЕГРПОУ;
- подать заявку о перерегистрации плательщиком НДС по новому адресу;
- уведомить о новом местонахождении производственных мощностей и/или других объектов недвижимости (в частности арендованных), налоговую службу по месту нахождения соответствующего объекта (20-ОПП).
Действующее на сегодня законодательство не предусматривает необходимости уведомления за 2 месяца работников об изменении существенных условий труда (к которым относится и переезд в другую местность). Кроме того, работодатель имеет право перевести работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если только такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, а целью перевода является предотвращение или ликвидация последствий боевых действий и если есть угроза для жизни работника.
Статистика результатов реализации программы
По состоянию на 17 августа по правительственной программе релокации в Украине было зарегистрировано 1796 заявок от предприятий, перемещено 710 предприятий, 500 из которых возобновили деятельность.
Минэкономики находится в процессе поиска решений по изменению локации или способа транспортировки для 515 предприятий, остальные заявки (576) были отозваны в связи с деоккупацией.
Как видим, программа релокации приносит достаточно положительные результаты, учитывая, что за 6-месячный период 58% предприятий, подавших заявки, были релоцированы, а 40% даже возобновили деятельность.
ИТ компании кроме помощи, предусмотренной государственной программой, также могут собственными силами осуществить релокацию своей компании в пределах страны, поскольку специфика деятельности обычно не предусматривает обширных производственных комплексов или стационарного оборудования.
Аренда нового офиса и перемещение персонала на новое место деятельности – это основные элементы упомянутой релокации, которые достаточно просто осуществить. В то же время для компаний, практикующих дистанционную работу, проблем вообще не возникает – достаточно изменить местонахождение компании на новый адрес в соответствующем регионе и помочь тем ІТ-специалистам, которые не могут самостоятельно организовать переезд (материально или, скорее, – организационно).
Открытие компании за рубежом
Подбор юрисдикции: расчет расходов, налогов, анализ требований страны относительно разрешительных процедур, необходимых для вашей деятельности
Для того, чтобы осуществить полную или частичную релокацию за границу, нужно начать с детального исследования условий, которые предлагает та или иная страна, сравнить расходы, которые будут понесены при создании компании и при ее функционировании.
Одним из главных показателей расходов будет именно налоговая нагрузка, при этом порядок налогообложения в каждой стране сформирован по-разному. Именно поэтому лучшим вариантом подготовки к релокации будет сравнительный анализ налогов в странах, которые являются привлекательными для ведения бизнеса.
Формирование структуры компаний (полное перемещение бизнеса или его расширение с учетом функционирующей украинской сети)
Релокация за границу означает открытие в другой стране компании, филиала или представительства. Среди этих вариантов мы предлагаем рассмотреть именно создание новой компании, поскольку обычно эта процедура значительно проще и доступнее, чем открытие филиала или представительства.
Регистрацию компании можно осуществить удаленно, выдав доверенность на совершение регистрационных действий и выслав ее представителю, который будет заниматься регистрацией, или подписав документы о регистрации онлайн.
Следующим этапом после регистрации юридического лица является открытие банковского счета. Эта процедура содержит в себе больше сложностей, поскольку, например, европейские банки требуют личного присутствия директора компании или бенефициара компании в отделении банка для открытия счета и проведения собеседования.
Отдельные банки готовы проводить собеседование онлайн и принимают документы, подписанные и заверенные в посольстве или консульстве соответствующего государства. Учитывая военное положение и ограничения на выезд за пределы Украины определенных категорий лиц, с этим вопросом могут возникнуть проблемы. Поэтому перед регистрацией компании мы рекомендуем заранее продумать этот момент и изучить требования потенциальных банков для открытия счетов.
Для того, чтобы избежать дальнейших проблем с функционированием бизнеса, в частности взаимодействия его украинской части с иностранной, стоит заранее составить правильную структуру компаний, в которой продумать место и лица владельцев, директоров, взаимосвязь компаний и порядок осуществления между ними хозяйственных операций.
Сабстенс (экономическое присутствие)
Для того, чтобы открыть и поддерживать компанию за рубежом, большинство стран сегодня требуют постоянное наличие сабстенса. Суть этого понятия заключается в том, что во многих государствах существует законодательное требование к компаниям, которые планируют осуществлять свою деятельность на ее территории, фактически присутствовать в этой стране, осуществлять коммерческие операции, иметь работников, активы и помещения.
Иначе говоря, фискальным органам страны не достаточно того факта, что компания зарегистрирована в этой стране и имеет открытый счет в банке. Выдвигается требование к наличию действительно работающего офиса компании, директора или менеджера в штате, участия бенефициара в управлении компанией и принятии ключевых решений с территории этой страны, наличие местных средств связи. Но, стоит понимать, что требования к сабстенсу могут отличаться в зависимости от юрисдикции и вида деятельности компании.
Перемещение работников и активов, возможные варианты дистанционной работы на период войны
На перемещение оборудования в любом случае необходимо будет понести определенные затраты, но кроме того также правильно и разумно оформить такое перемещение. Можно продать оборудование вашей иностранной компании, внести его в уставный капитал как долю участника или предоставить во временное пользование – единого правильного решения нет, и здесь уже надо учитывать фактические обстоятельства в каждой отдельной ситуации.
Перемещение же работников – это достаточно сложная процедура, учитывая два фактора: во-первых, невозможность выезда большинства мужчин за границу, и во-вторых, привычную для украинских ІТ-компаний форму деятельности через гражданско-правовые договоры с разработчиками-ФЛП. Далеко не каждая страна имеет аналогичный ФЛП инструмент, который позволяет привлекать к деятельности специалистов, не нанимая их как работников.
Более простой опцией будет перевезти компанию и основные активы (денежные потоки) в другую страну для обеспечения их целостности и ограничения военных рисков, при этом оставить персонал или его часть в Украине, что позволит им продолжить сотрудничество в качестве ФЛП.
Выбор любой формы и вариантов релокации ІТ-компании предполагает много юридических и бухгалтерских нюансов, которые в идеале нужно решать заранее. Однако в случаях, когда фактическая релокация осуществлялась быстро и без предварительного планирования, учитывая войну, все равно стоит оформить этот процесс должным образом, даже постфактум.
Материал опубликован в аналитическом издании Юрист&Закон