Законодательство Украины в сфере интеллектуальной собственности давно требовало усовершенствования: оно не соответствовало требованиям современности по защите охраны прав на знаки для товаров и услуг (торговые марки). В связи с этим был принят Закон Украины № 815-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления охраны и защиты прав на торговые марки и промышленные образцы и борьбы с патентными злоупотреблениями».
Что же изменил этот закон в сфере регистрации торговых марок (ТМ)?
-
Новые основания для отказа в регистрации ТМ.
Сейчас ст. 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» дополнена такими основаниями для отказа в предоставлении правовой охраны на торговые марки:
-
ТМ содержит официальные полные или сокращенные названия государств или международные буквенные коды стран (ранее международные коды государств не были включены). Если коллегиальный орган, образованный центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, предоставил разрешение на использование в ТМ официального названия и международного буквенного кода государства Украина, такие названия можно включить в ТМ как элемент, который не охраняется.
-
ТМ состоит только из обозначений, которые состоят только из общеупотребительных в современном языке или в сложившейся торговой практике обозначений (ранее указывалось как «общеупотребительные как обозначения товаров и услуг определенного вида»). Данная формулировка применена для приведения законодательства в соответствие в связи с Ассоциацией с Европейским союзом. Например, общеупотребительным может быть термин, который в прошлом имел владельца, но стал использоваться в общем смысле, как «линолеум».
-
ТМ может ввести в заблуждение относительно лица, которое производит товар или предоставляет услугу. Например, указание «made in Italy», если производитель не имеет никакого отношения к Италии.
-
Воспроизводят название сорта растений, которые находятся под правовой охраной в соответствии с действующим законодательством Украины или международным договором Украины до даты подачи заявки на торговую марку, содержащую такое обозначение. Это также действует в соответствии с обозначениями, которые касаются сорта растений того же или родственного вида (являются полностью новым для правового поля Украины).
-
Обозначения являются идентичными или похожими настолько, что их можно спутать, в частности, сравнивать с другими зарегистрированными ТМ или признаными хорошо известными ТМ и др.
Также предусмотрен ряд ограничений с целью усиления охраны географических указаний. Нельзя регистрировать ТМ в следующих ситуациях:
-
ТМ состоит только из обозначений или данных, являющихся описательными. Эти описательные обозначения указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товаров и услуг, географическое происхождение, место и время изготовления или сбыта товаров или оказания услуг или иные черты товаров, или услуг (дополнено уточнениями относительно предусмотренного назначения и географического происхождения товара).
- ТМ содержит географические указания, зарегистрированные или заявленные на регистрацию в Украине или имеющие правовую охрану в соответствии с международным договором Украины, если заявленная ТМ вводит в заблуждение относительно особого качества, характеристик и действительного происхождения товара и/или во время ее использования имеет роль репутация географического указания.
-
-
Появилась возможность подачи заявления о регистрации ТМ в Украине в электронной форме.
-
Уточнены условия подачи возражений против решений о приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности.
Подать такое возражение может любое лицо в течение трех месяцев со дня публикации в Бюллетене сведений о заявке или международной регистрации ТМ. Возражение должно быть мотивированным и содержать доказательства несоответствия ТМ нормам действующего законодательства.
-
Дополнен ряд ограничений прав собственника зарегистрированной ТМ.
Сейчас владелец зарегистрированной ТМ не может запретить использовать другим такую ТМ, если:
-
используются описательные элементы и отсутствуют признаки нарушения прав владельца свидетельства на ТМ;
-
ТМ используется согласно честной предпринимательской практике и при необходимости такого использования (например, в качестве запчастей);
-
речь идет о сравнительной рекламе, которая разработана в соответствии с честной предпринимательской практикой и соответствует нормам защиты от недобросовестной конкуренции, такая реклама не должна вводить потребителя в заблуждение и быть агрессивной;
-
географическое указание используется другими лицами, исходя из предпосылок добросовестности и честности при реализации своих прав и обязанностей.
-
-
Дополнены условия, при которых свидетельство прекратит действие.
Свидетельство отныне может прекратить действие по решению суда, если ТМ может ввести общественность в заблуждение, в частности, по поводу происхождения, качества или географического происхождения товаров и услуг, для которых она была зарегистрирована.
Новый закон улучшает механизм защиты прав на торговые марки, но не делает процедуру регистрации проще. Она все равно имеет много нюансов, поэтому чтобы не допустить ошибки, надежнее всего обращаться к профессиональным юристам.
Команда Smartsolutions Law Group имеет многолетний опыт работы с регистрацией торговых марок и решением всех связанных с использованием ТМ вопросов. Мы всегда готовы оформить вашу ТМ и сопровождать ее в дальнейшем использовании!