Предприятия обязали обновить информацию о конечных бенефициарных собственниках
Что нового?
28.04.2020 вступает в силу Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 г. № 361-IX (далее — Закон). Данный Закон вносит изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
Согласно новым требованиям юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарных собственниках и структуре собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и уведомлять государственного регистратора об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения. При отсутствии изменений в структуре собственности и информации о конечном бенефициарном собственнике юрлица обязаны уведомлять государственного регистратора об отсутствии таких изменений при проведении государственной регистрации любых изменений в сведениях о ЮЛ, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР).
Информация о конечном бенефициарном собственнике должна содержать: фамилию, имя, отчество, дату рождения, страну гражданства, серию и номер паспорта гражданина Украины или паспортный документ иностранца, местожительство, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (при наличии), полное наименование и идентификационный код (для резидента) учредителя ЮЛ, в котором такое лицо является конечным бенефициарным собственником, характер и меру (уровень, степень, долю) бенефициарного владения (выгоды, интересы, влияние).
Закон также предусматривает обязанность раскрывать информацию о конечных бенефициарных собственниках при государственной регистрации юридического лица и при государственной регистрации изменений в сведениях о ЮЛ путем представления государственному регистратору дополнительных документов, а именно:
— структуры собственности по форме и содержанию, которые определены законодательством Украины;
— извлечения, выписки или другого документа с торгового, банковского, судебного реестра и т. п., которые подтверждают регистрацию юридического лица — нерезидента в стране ее местонахождения в случае, если учредителем является юридическое лицо — нерезидент;
— нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность лица, являющегося конечным бенефициарным собственником ЮЛ, — для физического лица — нерезидента и, если такой документ оформлен без применения средств Единого государственного демографического реестра, для физического лица — резидента.
После вступления в силу Закона юрлица обязаны будут ежегодно в течение 14 календарных дней, начиная со следующего года с даты государственной регистрации юридического лица, подавать государственному регистратору вышеприведенные документы и соответствующее заявление для подтверждения сведений о конечных бенефициарных собственниках.
Компании, зарегистрированные на момент вступления в силу Закона, также обязаны представить обновленные данные о своих конечных бенефициарных собственниках и структуру собственности в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующей формы и содержания структуры собственности уполномоченным государственным органом.
Кто является бенефициарным собственником?
1) лицо, которое самостоятельно или вместе с другими лицами / компаниями непосредственно либо опосредованно владеет как минимум 25 % уставного капитала или прав голоса в компании; или
2) лицо, непосредственно или опосредованно осуществляющее решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность компании, в частности, владея или пользуясь всеми активами либо их значительной долей; или
3) лицо, оказывающее решающее влияние на совершение сделок, которые позволяют определять условия хозяйственной деятельности компании; или
4) лицо, которое вправе давать обязательные к исполнению указания или исполнять функции органа управления.
Кто не может быть бенефициарным собственником?
1. Траст.
2. Другое юрлицо.
3. Формальный собственник 25 % уставного капитала или прав голоса в компании.
4. Агент.
5. Посредник.
6. Номинальный держатель.
Кто обязан представлять сведения о конечном бенефициарном собственнике?
Статья 641 Хозяйственного кодекса Украины устанавливает, что предприятия, кроме государственных и коммунальных прМатеріал опублікованоедприятий, обязаны устанавливать своего конечного бенефициарного собственника (контролера), регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Кто не подает информацию о конечном бенефициарном собственнике?
Если учредителями юридического лица выступают исключительно физические лица, являющиеся бенефициарными собственниками (контролерами) ЮЛ, информация о конечном бенефициарном собственнике (контролере) ЮЛ не подается (ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований»).
При этом сведения о конечном бенефициарном собственнике также не подают:
— общественные формирования;
— адвокатские объединения;
— торгово-промышленные палаты;
— объединения совладельцев многоквартирных домов;
— религиозные организации;
— государственные органы;
— органы местного самоуправления, их ассоциации;
— государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации.
Какая административная ответственность за неуведомление о конечном бенефициарном собственнике?
Непредоставление или несвоевременное предоставление государственному регистратору предусмотренной Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» информации о конечном бенефициарном собственнике ЮЛ или о его отсутствии либо документов для подтверждения сведений о конечном бенефициарном собственнике юрлица влекут за собой наложение штрафа на руководителя юрлица или лицо, уполномоченное действовать от имени ЮЛ (исполнительного органа), в размере от 1000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 до 51000 грн).
Действующая редакция Кодекса Украины об административных правонарушениях (до вступления в силу Закона 28.04.2020), а именно ч. 6 ст. 16611 КУоАП Украины предусматривает ответственность за непредоставление информации о конечных бенефициарных собственниках в виде штрафа в размере от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (5100 — 8500 грн).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять субъекты Госфинмониторинга. Применение вышеприведенных административных санкций осуществляется судом (ст. 221 КУоАП Украины).
Законность требований и последствия предоставления личных данных для бенефициара
Основной Закон — Конституция Украины — не допускает сбора, хранения, использования и распространения конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Также Конституция гарантирует право на жизнь, право на невмешательство в личную жизнь, право на неприкосновенность жилища. В связи с этим возникает весьма логичный вопрос: как же требования по раскрытию конечных бенефициаров могут нарушить права физических лиц?
Защита личной информации о физическом лице, а именно: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес проживания и т.п., осуществляется Конституцией Украины и Законом Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI. То есть физлицо должно дать письменное разрешение на сбор, хранение, обработку, распространение своих персональных данных. Законодательные акты, обязующие предоставлять данные о конечных бенефициарах, не регулируют вопросы относительно получения согласия самих бенефициаров и процедуры защиты предоставленной информации. Более того, полученная информация оказывается в публичном доступе, поскольку для получения сведений в ЕГР даже нет необходимости проходить никакой идентификации лицу, подающему запрос.
Таким образом, выполнение законных требований по предоставлению личных данных о конечных бенефициарах в ЕГР потенциально является угрозой для таких лиц и их близких родственников. Любой может узнать сведения о лице, адресе регистрации, взносе в уставный капитал компании и неизвестно как использовать такие данные. Указанные сведения могут побудить к посягательству на жизнь, здоровье, жилище, имущество физлица и т. п.
В то же время утверждать, что данные нормы противоречат Конституции Украины или действующему законодательству нельзя. Но было бы целесообразно ограничить круг лиц, имеющих доступ к подробной информации о конечных бенефициарах, с целью защиты гарантированных Конституцией прав.
ВЫВОД:
После вступления в силу 28.04.2020 Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 г. № 361-IX, будем иметь следующие законодательные изменения:
1. Обязанность для юридических лиц в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона (то есть до 28.07.2020) внести информацию о конечном бенефициарном собственнике, структуре собственности и подтверждающие документы в ЕГР.
2. Обязанность для юридических лиц каждый год в течение 14 календарных дней с даты государственной регистрации обновлять информацию в ЕГР о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности (независимо от наличия изменений).
3. Обязанность для юридических лиц уведомлять об изменении конечного бенефициарного собственника и изменениях в структуре собственности в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения.
4. При отсутствии изменений о конечном бенефициарном собственнике и в структуре собственности юридическое лицо обязано подтверждать отсутствие таких изменений каждый раз при внесении любых изменений в ЕГР (например, если меняется руководитель или виды деятельности по КВЭД — необходимо будет подтвердить, что конечный бенефициарный собственник и структура не менялись).
5. Штрафы в значительных размерах (от 17000 до 51000 грн) для юридических лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике юрлица либо о его отсутствии или документов для подтверждения сведений о конечном бенефициарном собственнике юридического лица.
6. Государственный контроль за информацией о конечных бенефициарных собственниках через субъекты первичного финансового мониторинга — банки, страховых брокеров и т. п., путем применения к таким субъектам также значительных штрафов.
Материал опубликован в аналитическом издании Юрист & Закон