В результате нескольких значимых событий на политически-правовой арене Украины состоялись беспрецедентные стремительные и кардинальные изменения в нормах об ответственности за коррупционные действия. Ярким примером является полная отмена ответственности за нарушение правил декларирования, восстановление затем ответственности за такие деяния в значительно более мягком виде и дальнейшее изменение тех норм на несколько строже.

27 октября 2020 года Конституционный суд Украины принял резонансное решение по делу по конституционному представлению народных депутатов Украины относительно конституционности отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» и Уголовного кодекса Украины признал неконституционными целый ряд «антикоррупционных норм». В частности, потеряла силу статья 366-1 Уголовного кодекса Украины об уголовной ответственности за предоставление заведомо недостоверных сведений в декларации или умышленное непредоставление декларации. Поэтому органы власти попытались заполнить «законодательную пустоту», которая образовалась по декларированию лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления и приравненными к ним.

30 декабря 2020 вступил в силу Закон Украины 1074-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления ответственности за декларирование недостоверной информации и непредоставление соответствующим субъектом декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления», срочно внесенный еще 03 декабря и принятый 04 декабря 2020 года. Основные изменения этим законом вносятся в Кодекс Украины об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Украины:

  • Административным правонарушением считается предоставление заведомо недостоверных сведений в декларации, которые отличаются от достоверных на сумму от 100 до 500 прожиточных минимумов (от 227 000 грн до 1 135 000 грн.) для трудоспособных лиц (статья 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях «Нарушения требований финансового контроля»). Ранее эта норма содержала такое определение всего лишь до 250 прожиточных минимумов. Большее отклонение считалось уже уголовным правонарушением.

  • Статья 366-1 Уголовного кодекса Украины об ответственности за недостоверное декларирование утратила силу на основании признания ее неконституционности и была исключена из кодекса.

  • Уголовный кодекс Украины дополнен двумя новыми статьями: 366-2 «Декларирование недостоверной информации» и 366-3 «Непредоставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления»:

  • Статья 366-2 устанавливает уголовную ответственность за умышленное предоставление субъектом декларирования недостоверных сведений в декларации. Если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 500 до 4000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (от 1 135 000 грн до 9 080 000 грн), обвиняемому грозит наказание в виде штрафа от 2500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 42 500 грн до 51 000 грн) или общественные работы от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если недостоверные сведения от достоверных отличаются на сумму более 4000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (сейчас составляет1 9 080 000 грн), то наказанием может быть либо штраф от 3 000 до 5 000 необлагаемых минимумов доходов граждан для трудоспособных лиц (от 51 000 грн до 85 000 грн), или общественные работы от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • Статья 366-3 Уголовного кодекса Украины устанавливает уголовную ответственность за умышленное непредоставление субъектом декларирования декларации. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 2500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас от 42 500 грн до 51 000 грн) или общественные работы от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Такие санкции не соответствовали реальной общественной опасности указанных деяний. При этом порог наступления уголовной ответственности за предоставление недостоверных деклараций был значительно повышен, а уголовные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 366-2 и статьей 366-3, с тех пор вообще стали не преступлениями, а уголовными проступками. Соответственно, сроки досудебного расследования в уголовном производстве по факту таких деяний существенно короче, чем по преступлениям. И после отбытия наказания по обвинительному приговору суда осужденный не имеет судимости. К тому же, описанные составы правонарушений предусматривают исключительно умышленные деяния виновных лиц. Необходимость доказывания умысла в таких случаях значительно усложняет привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, поскольку речь идет именно о субъективном отношении лица к совершенному деянию и к его последствиям.

27 января 2021 года на сайте Президента Украины («Официальное интернет-представительство», www.president.gov.ua) неожиданно появилась новость. Владимир Зеленский подписал указ № 26/2021, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О проекте Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины относительно совершенствования ответственности за декларирование недостоверной информации и непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления». Решение опубликовано там же. В нем говорится о том, что СНБО одобрил проект указанного закона и рекомендовал Президенту срочно внести его для рассмотрения Верховной Радой Украины как неотложный.

В случае принятия указанного законопроекта основные изменения будут внесены в статью 366-2 Уголовного кодекса Украины «Декларирование недостоверной информации» и в статью 366-3 «Непредоставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления».

Что же снова хотят изменить в нормах об ответственности за нарушение правил декларирования?

  • За умышленное внесение недостоверных сведений в декларацию, которые отличаются от достоверных на сумму от 500 до 2 000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (на сегодня1 — от 1 135 000 грн до 4 540 000 грн), предусмотрено наказание в виде штрафа от 3 000 до 4 000 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественных работ на срок от 150 до 240 часов или ограничение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • За умышленное внесение недостоверных сведений в декларацию, которые отличаются от достоверных на сумму от 2 000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, виновному лицу установят наказание в виде штрафа от 4 000 до 5 000 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественных работ на срок от 150 до 240 часов, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

  • За умышленное непредоставление декларации установят наказание в виде штрафа от 2 500 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественных работ на срок от 150 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

На сайте Верховной Рады Украины действительно есть информация о законопроекте № 4651, зарегистрированном 27 января 2021 года, который определен Президентом как неотложный и уже направлен на рассмотрение Комитета. Такая спешка со срочными изменениями в нормах о нарушении правил декларирования может быть реакцией на возмущение международного сообщества слишком мягкими санкциями, предусмотренными Законом Украины 1074-IХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления ответственности за декларирование недостоверной информации и непредоставление соответствующим субъектом декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления», который вступил в силу 30 декабря 2020 года. По сравнению с ним, новые нормы действительно жестче — самым строгим наказанием может стать лишение свободы на срок до двух лет. Такие изменения переведут такие деяния из категории уголовных проступков в нетяжкие преступления. Кроме ужесточение наказания, это приведет к изменениям в досудебном расследовании таких уголовных правонарушений. Оно должно осуществляться в форме следствия, а не дознания, и делать это соответственно должен следователь, а не дознаватель. Установленные сроки досудебного следствия значительно больше, чем дознания, что позволит более качественно собирать доказательства и тому подобное. А лицо, осужденное за такое преступление, еще некоторое время после отбытия наказания будет иметь судимость.

Если у правоохранительных органов возникли вопросы к вам в связи с поданными (не поданными) декларациями или вы имеете сложности с соответствующим заполнением деклараций, адвокаты Smartsolutions Law Group помогут защитить ваши права и законные интересы.

1 — в соответствии к ст. 7 Закона Украины «О государственном бюджете на 2021 год» прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 января 2021 года составляет — 2270 грн.

Контактное лицо
Станислав Кулик
Станислав Кулик
Руководитель практики защиты бизнеса, адвокат
Узнать больше
Решение
Е-декларирование и конфликты с НАПК
Должностные и экономические преступления (White-collar crimes)
Последние публикации
Защита активов в военное время: изъятие транспорта для военных нужд Защита активов в военное время: изъятие транспорта для военных нужд
После начала полномасштабного вторжения России в Украину Указом Президента Украины от 24.02.2022г. в
9-08-2022
Как получить налоговую скидку на обучение Как получить налоговую скидку на обучение
Немногие знают, что одним из основных источников дохода государственного бюджета Украины является на
29-07-2022
Временная защита на территории ЕС: возможность возвращения в Украину без потери статуса Временная защита на территории ЕС: возможность возвращения в Украину без потери статуса
По состоянию на 01 марта 2022 года около 650 000 тысяч наших граждан пересекли границу Европейского
29-06-2022
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone