Мы начинаем публикацию серии тематических заметок, которые будут посвящены новым правилам работы с нерезидентами.

Заметки будут разделены на несколько частей и будут включать информацию о новых ограничениях в торговых операциях с нерезидентами, выплате пассивных доходов, а также построении правил работы, с учетом требований относительно подтверждения статуса бенефициарного собственника дохода.

ЧАСТЬ 1. ТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ 2015

Прежде всего, хотелось бы обратить Ваше внимание на те ограничения, которые были наложены в связи со вступлением в силу новой редакции Налогового Кодекса Украины с 01 января 2015 года и одно из которых это трансфертное ценообразование.

Трансфертное ценообразование базируется на так называемом принципе «вытянутой руки» (arm’s length principle), то есть сделки по контролируемым операциям, должны осуществляться по рыночным ценам, т.е. на условиях, которые были бы между не связанными лицами.

Контролируемые операции в соответствии с НКУ это:

а) операции со связанными лицами – нерезидентами;

б) операции по продаже товаров через комиссионеров – нерезидентов;

в) операции с нерезидентами из юрисдикций, которые включены в Список стран, утвержденный КМУ, а это не только классические оффшорные юрисдикции, а и Кипр, Панама, Лихтенштейн, Сингапур и т.д.

Примечание: ниже по тексту заметки приведен список стран, который был утвержден постановлением КМУ от 25.12.2013 года №1042-р.

Вышеуказанные операции считаются контролируемыми если одновременно выполняются следующие условия:

  1. общий объем дохода плательщика налога и/или его связанных лиц превышает 20млн. грн за календарный год;
  2. объем группы таких хозяйственных операций плательщика налога или его связанных лиц с одним контрагентом превышает 1 млн. гривен (без НДС) или 3% дохода, который учитывается во время определения объекта обложения налогом на прибыль предприятий за календарный год.

Неконтролируемые операции в соответствии с НКУ это:

а) если  цена операции подлежит государственному регулированию;

б) если обязательна оценка объекта операции;

в) цена операции составлена во время проведения обязательного аукциона;

г) продажа залогового имущества в принудительном порядке.

В НКУ перечислены и описаны методы установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»:

  1. метод  сравнительной неконтролируемой цены;
  2. метод цены перепродажи;
  3. метод “затраты плюс”;
  4. метод чистой прибыли;
  5. метод разпределения прибыли.

Что же касается составления и подачи отчетности о контролируемых операциях, то отчетным периодом является календарный год. Плательщики налогов обязаны подавать информацию о контролируемых операциях одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль.

Плательщики налогов, у которых объем контролируемых операций с одним контрагентом превыщает 5 млн гривен (без НДС), обязаны подавать отчет о контролируемых операциях до 1 мая следующего года, способами электронной связи в электронной форме.

Плательщики налогов, которые осуществляют контролируемые операции обязаны хранить документацию по таким операциям и в случае получения запроса в течении месяца предоставить документацию по операциям. Подобные запросы могут направляться не ранее 1 мая следующего года.

Основаниями для проверки контролируемых операций являются:

  1. получение отчета о контролируемой операции;
  2. выявление контролируемых операций, по которым не подан отчет;
  3. несоответствие условий операции принципам «вытянутой руки».

Срок проведения проверки не должен превышать 18 месяцев, однако, может быть продлен еще на 12 месяцев при определенных условиях.

При проведении проверки плательщик налога обязан обеспечить контролирующим органам возможность провести опрос должностных лиц и сотрудников.

Плательщикам налога предоставлено право самостоятельной корректировки цен контролируемых операций, но только если это не приведет к уменьшению суммы налога.

Что же касается ответственности, то пп. 120.3 НКУ предусмотрена следующая финансовая ответственность:

  • 100 минимальных заработных плат (121 800 гривен) – в случае не подачи (несвоевременной подачи) отчета о контролируемой операции;
  • 5% суммы операции, которая не отражена в отчете;
  • 3% сумы операциий, касательно которых не была подана документация, но не более 200 минимальных заработных плат за все не задекларированные операции (243 600 гривен).

Нововведением НКУ является также новый подход в отнесении к затратам сумм, оплаченных нерезидентам.

В соответствии с пп.140.5.4. НКУ финансовый результат налогового периода увеличивается на сумму 30% стоимости товара, необоротних активов, работ и услуг (кроме процентов и роялти), которые приобретены у нерезидентов (в том числе связанных лиц), зарегистрированых в следующих государствах:

Республика Албания

Ангилья

княжество Андорра

Антигуа и Барбуда

Аруба

Содружество Багамских Островов

Барбадос

Королевство Бахрейн

Белиз

Бермудские Острова

Республика Болгария

Босния и Герцеговина

Британские Виргинские Острова

Бруней-Даруссалам

Виргинские острова Соединенных Штатов Америки

Республика Вануату

Гваделупа

Гернси

Гибралтар

Гренада

Грузия

Джерси

Ирландия

Автономное сообщество Канарские острова Королевства Испания

Республика Кабо-Верде

Каймановы Острова

государство Катар

Особый административный район Китая Макао

Бывшая Югославская Республика Македония

Федеративная территория Лабуан Малайзии

Мальдивская Республика

Кыргызская Республика

Республика Кипр

Автономный край Косово и Метохия Республики Сербия

Кюрасао

Королевство Лесото

Республика Либерия

Ливанская Республика

Княжество Лихтенштейн

Великое Герцогство Люксембург

Республика Мальта

Королевство Марокко

Мартиника

Республика Маршалловы Острова

Федеративные Штаты Микронезии

Республика Молдова

Монтсеррат

Республика Науру

Объединенные Арабские Эмираты

султанат Оман

остров Мэн

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Республика Палау

Республика Панама

Республика Парагвай

Содружество Северных Марианских островов

Автономный регион Мадейра Португальской Республики

Республика Сан-Марино

Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи

Республика Сейшельские Острова

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Республика Сингапур

Синт-Мартен (Нидерландская часть)

Республика Судан

Демократическая Республика Тимор-Лешти

Республика Узбекистан

Французская Гвиана

Черногория

Швейцарская Конфедерация

Ямайка

(Список стран, утвержденных КМУ от 25.12.2013, № 1042-р, ставка налога на прибыль в которых на 5 и более процентних пунктов ниже, чем в Украине).

Требования пп.140.5.4. НКУ о не отнесении к затратам 30% сумм, которые были оплачены нерезидентам из указанных юрисдикций могут не применяться:

  • если операция является контролируемой и сумма таких затрат соответствует уровню обычных цен, что обосновано в отчете о контролируемых операциях и соответствующей документации;
  • если операция не является контролируемой и сумма таких затрат подтверждается плательщиком налога по правилам обычных цен, но без подачи отчета.

Выводы:

Законодатель постарался максимально ограничить вывод денежных средств за рубеж, при использовании нерезидентов и разрушить действующие схемы по оптимизации налогообложения, однако учитывая:

  • очень низкий порог сумм – 20 млн. гривен для попадания под действие требований о трансфертном ценообразовании,
  • длительность периода проведения соответствующей проверки,

это значительно усложнит работу малого и среднего бизнеса, чьи операции были «реальными» и не имели цели вывода средств за рубеж.

Что же касается оптимизации средств крупного бизнеса, то в ближайшее время будут разработаны и использованы новые схемы работы.

Относительно невозможности отнесения к затратам 30% при работе с нерезидентами, указанными в списке КМУ, то конечно принцип включения или не включение некоторых государств в данный список достаточно спорный, однако мы вынуждены принимать его во внимание. Возможность избежать корректировки финансового результата в части 30%, которая предусмотрена НКУ, при работе с нерезидентами и списка КМУ маловероятна, так как первоначально предусмотрена подача отчетности по трансфертному ценообразованию и обоснование цены контракта по принципу «вытянутой руки», что весьма усложняет работу с нерезидентами.

Следует отметить, что среди нерезидентов, с которыми часто осуществляются торговые операции, в список КМУ не попали Великобритания, Гонконг.

Следите за нашими новыми публикациями на тему: «Новые правила работы с нерезидентами в 2015».

Решение
Налогообложение и налоговые споры для частных лиц
Создание и структурирование бизнеса
Последние публикации
Имплементация общего стандарта отчетности CRS в Украине Имплементация общего стандарта отчетности CRS в Украине
28.04.2023 года вступил в силу Закон, введенный Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки инфо
25-05-2023
Изменения в порядке регистрации авторских прав 2023 Изменения в порядке регистрации авторских прав 2023
Об основных изменениях, введенных Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» – рассказала
1-05-2023
Сбор доказательств с целью определения размера ущерба, нанесенного вооруженной агрессией Сбор доказательств с целью определения размера ущерба, нанесенного вооруженной агрессией
Адвокатесса Катерина Стадник описала процесс фиксации доказательств нанесенного ущерба, который реал
25-04-2023
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone