В свете полномасштабных военных действий украинское волонтерское движение в очередной раз доказало всему миру свою эффективность, действенность, решительность, мужество и преданность народу Украины! 

Чрезвычайно актуальным является вопрос внесения изменений в законодательство, направленных на улучшение условий функционирования волонтерского движения в нашей стране. 

Так, 15.08.2022 года Верховная Рада Украины приняла два важных законопроекта: №7363 «О внесении изменений в Закон Украины “О волонтерской деятельности” относительно поддержки волонтерской деятельности» та №7364 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно содействия развитию волонтерской деятельности и деятельности неприбыльных учреждений и организаций в условиях вооруженной агрессии России против Украины». 

Этими законопроектами вносятся значительные изменения в порядок функционирования и реализации волонтерской деятельности в Украине.

В этой статье мы предлагаем вашему вниманию подробный анализ всех изменений, которые были внесены в два указанных Закона Украины.

Законопроектом №7363 вносятся изменения в ЗУ “О волонтерской деятельности” (далее – Закон), в частности:

1Значительно расширен перечень направлений, которые законодательно определены как волонтерская деятельность: 

  • предоставление волонтерской помощи с целью поддержки малообеспеченных, безработных, многодетных, бездомных, беспризорных, лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; 
  • осуществление ухода за больными, лицами с инвалидностью, одинокими, пожилыми людьми и другими лицами, которые в силу своих физических, материальных или иных особенностей нуждаются в поддержке и помощи; 
  • предоставление волонтерской помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, действия особого периода, правовых режимов чрезвычайного или военного положения, проведения антитеррористической операции, операции Объединенных сил, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, а также жертвам уголовных преступлений, беженцам, внутренне перемещенным лицам;
  • предоставление волонтерской помощи лицам, которые из-за своих физических или других недостатков ограничены в реализации своих прав и законных интересов; 
  • проведение мероприятий, связанных с охраной окружающей природной среды, сохранением культурного наследия, историко-культурной среды, памятников истории и культуры, мест захоронения; 
  • содействие проведению мероприятий национального и международного значения, связанных с организацией спортивных, культурных, молодежных и других зрелищных и общественных мероприятий; 
  • предоставление волонтерской помощи для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера; 
  • предоставление волонтерской помощи Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям, правоохранительным органам, органам государственной власти во время действия особого периода, действия правового режима чрезвычайного положения или военного положения, проведения антитеррористической операции, операции Объединенных сил, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины;
  • предоставление волонтерской помощи для преодоления последствий пожара, стихийного бедствия, катастрофы, боевых действий, террористического акта, вооруженного конфликта, временной оккупации;
  • предоставление волонтерской помощи для восстановления Украины после вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины; предоставление волонтерской помощи для преодоления последствий вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины; 
  • предоставление волонтерской помощи лицам / семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах из-за вреда, причиненного боевыми действиями, террористическим актом, вооруженным конфликтом, временной оккупацией; 
  • содействие уполномоченному органу по вопросам пробации в осуществлении надзора за осужденными и проведении с ними социально-воспитательной работы; 
  • оказание помощи лицам, пострадавшим в результате инфекционных (опасных инфекционных, особо опасных инфекционных) болезней и эпидемий;
  • предоставление волонтерской помощи по другим направлениям, не запрещенным законодательством. Предоставление волонтерской помощи по указанным направлениям может осуществляться в онлайн-режиме с помощью сети Интернет.

Государственная поддержка волонтерской деятельности может осуществляться в виде: 

  • предоставление правовой, финансовой, организационной, методической, информационной помощи волонтерам, организациям и учреждениям, привлекающим волонтеров к осуществлению волонтерской деятельности на территории Украины; 
  • разработки и имплементации общегосударственных целевых программ по поддержке развития волонтерства и повышения квалификации волонтеров; 
  • других видов государственной поддержки.

 

2. Значительно детализированы условия и порядок осуществления выплаты единовременной денежной помощи в случае гибели (смерти) или инвалидности волонтера вследствие ранения (контузии, травмы или увечья), полученного при оказании волонтерской помощи в районе боевых действий. 

В случае гибели (смерти) волонтера во время предоставления волонтерской помощи – выплачивается единовременное денежное пособие в размере 500 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц. 

В случае установления инвалидности волонтера вследствие ранения (контузии, травмы или увечья), полученного во время оказания волонтерской помощи, в зависимости от степени утраты трудоспособности ему выплачивается единовременное денежное пособие в таком размере:

  • в случае установления инвалидности I группы – 250 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц; 
  • в случае установления инвалидности II группы – 200 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц; 
  • в случае установления инвалидности III группы – 150 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц. 

Единовременная денежная помощь выплачивается по решению органа, определенного Кабинетом Министров Украины, на основании обращения приобретателей этой помощи к нему, справки судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти или справки о характере полученных ранений в районе проведения антитеррористической операции, операции Объединенных сил, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, а также, в случае необходимости, свидетельств руководителя одного из подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов, органов государственной власти, который находится непосредственно в районе проведения антитеррористических операций, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, боевых действий и вооруженных конфликтов.

К обращению приобретателей единовременной денежной помощи также могут прилагаться другие документы, подтверждающие факт предоставления волонтерской помощи в районе проведения антитеррористических операций, операции Объединенных сил, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, боевых действий и вооруженных конфликтов.

3. Предоставлено четкое и исчерпывающее/полное определение волонтера и его круг деятельности. 

Волонтер – это физическое лицо, добровольно осуществляющее социально направленную неприбыльную деятельность путем предоставления волонтерской помощи. Волонтерами могут стать граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, которые являются дееспособными. Несовершеннолетние лица осуществляют волонтерскую деятельность с согласия родителей (усыновителей), приемных родителей, родителей-воспитателей или попечителя. 

Несовершеннолетние лица не могут оказывать волонтерскую помощь по опасным направлениям волонтерской деятельности, а также в медицинских учреждениях. До достижения четырнадцатилетнего возраста лицо может осуществлять волонтерскую деятельность исключительно совместно с родителями или попечителями с целью формирования культуры волонтерства и развития социальной активности личности. 

4. Детализированы законодательные требования к заключению письменного договора об осуществлении волонтерской деятельности 

Договор об осуществлении волонтерской деятельности должен содержать: описание волонтерской деятельности (задачи); период осуществления волонтерской деятельности; права и обязанности сторон; ответственность за причинение убытков; условия расторжения договора; условия возмещения расходов, связанных с предоставлением волонтерской помощи.

Законопроектом №7364 вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины, в частности определены: 

  1. В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются следующие доходы: 
  • средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются как помощь на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога или члена семьи физического лица первой степени родства, ребенка, находящегося под опекой или попечительством плательщика налога, при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи (в случае предоставления средств), в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования лиц с инвалидностью, за счет средств благотворительной организации, неприбыльного учреждения или организации, которая привлекает к своей деятельности волонтеров, или его работодателя, в том числе в части расходов работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону Украины “О защите населения от инфекционных болезней”, и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий в соответствии с Законом Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения”, а также расходов неприбыльного учреждения или организации, на проведение медицинского осмотра и вакцинации волонтера, других лечебно-профилактических мероприятий, непосредственно связанных с предоставлением волонтерской помощи в соответствии с Законом Украины “О волонтерской деятельности”, при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, которые компенсируются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования;
  • суммы денежных средств (помощь), предоставленные неприбыльными благотворительными организациями и общественными объединениями, в том числе общественными организациями лиц с инвалидностью и их союзами, плательщикам налога – участникам конгрессов, симпозиумов, собраний, конференций, пленумов, съездов, фестивалей, выставок, концертов, реабилитационных мероприятий, физкультурно-спортивных мероприятий, конкурсов, тренингов и семинаров, в виде оплаты или компенсации расходов участников таких мероприятий за участие в таком мероприятии, а также за проживание, питание и проезд к месту проведения мероприятий и в обратном направлении.

2.Детализированные особенности начисления (выплаты) и налогообложения отдельных видов доходов 

  • не является доходом налогоплательщика – физического лица, состоящего в трудовых отношениях со своим работодателем или являющегося членом руководящих органов предприятий, учреждений, организаций, или волонтером неприбыльного учреждения или организации в соответствии с Законом Украины “О волонтерской деятельности”, сумма возмещенных ему в установленном законодательством порядке командировочных расходов в пределах фактических расходов, а именно на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

3. Определены особенности взимания налога на прибыль предприятий в контексте волонтерской деятельности 

На период действия правового режима военного, чрезвычайного положения разрешена передача имущества, оказание услуг неприбыльной организацией, использование доходов (прибылей) неприбыльной организации для финансирования расходов, не связанных с реализацией цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами, при условии, что такие услуги, имущество добровольно перечислены (предоставлены, переданы) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины,

Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, добровольческим формированиям территориальных общин, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и / или учреждениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности, и / или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, и / или денежные средства, перечисленные на специальные счета, открытые Национальным банком Украины для сбора средств. 

Также, на период действия правового режима военного или чрезвычайного положения не считается нарушением требований пункта 133.4 статьи 133 настоящего Кодекса передача имущества, оказание услуг неприбыльной организацией, для помощи физическим лицам, которые пострадали или могут пострадать в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины.

Операции общественных объединений и/или благотворительных организаций по бесплатной поставке товаров/услуг, осуществленные начиная с 2022 года, не включаются такими общественными объединениями или благотворительными организациями при определении общей суммы для обязательной регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость.

Как видим, значительно увеличен перечень деятельности, который теперь охватывается волонтерским движением. Проработан и спектр прав волонтеров и помощи со стороны государства, что особенно важно в сегодняшних чрезвычайно сложных условиях для нашей страны. Также урегулированы некоторые налоговые вопросы, которые имеют целью упростить деятельность волонтеров. Надеемся, что внесенные изменения законодателем положительно повлияют на функционирование волонтерской деятельности в Украине.

Остаемся сильными вместе! 

Контактное лицо
Максим Кушнов
Максим Кушнов
Помощник юриста
Узнать больше
Решение
Корпоративное право
Создание и структурирование бизнеса
Сопровождение грантовых проектов
Последние публикации
Защита активов в военное время: изъятие транспорта для военных нужд Защита активов в военное время: изъятие транспорта для военных нужд
После начала полномасштабного вторжения России в Украину Указом Президента Украины от 24.02.2022г. в
9-08-2022
Как получить налоговую скидку на обучение Как получить налоговую скидку на обучение
Немногие знают, что одним из основных источников дохода государственного бюджета Украины является на
29-07-2022
Временная защита на территории ЕС: возможность возвращения в Украину без потери статуса Временная защита на территории ЕС: возможность возвращения в Украину без потери статуса
По состоянию на 01 марта 2022 года около 650 000 тысяч наших граждан пересекли границу Европейского
29-06-2022
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone