21 июня 2016 года Совет ЕС утвердил проект Директивы по уклонению от уплаты налогов основанный на стандартах, разработанных ОЭСР в рамках проекта по противодействию размывания налоговой базы и перемещения прибыли (BEPS). Основной целью Директивы является борьба с уклонением от уплаты налогов, практикуемая некоторыми транснациональными компаниями.
Проект Директивы охватывает всех плательщиков корпоративного налога на территориях государств-членов ЕС, в том числе их дочерние компании, базирующиеся в третьих странах.
Основные изменения и их последствия для бизнеса:
- Одним из методов снижения налоговых обязательств, широко применяемый транснациональными компаниями, является создание контролируемой иностранной компании (CFC) т.е. дочернего подразделения в стране с более низкими налогами. Обычная схема состоит из передачи прав собственности на нематериальные активы, такие как интеллектуальная собственность к CFC, вследствие чего CFC становится получателем лицензионных платежей с более низким налогообложением чем изначальный собственник. Со вступлением в силу новых правил, все государства-члены ЕС будут иметь полномочия облагать налогом прибыль, перемещенную таким способом в страны с низкими налогами, в случае если компания не имеет какой-либо подлинной экономической деятельности в таких странах.
- Корпоративные налогоплательщики могут попытаться уменьшить свои налоговые счета перемещая свое налоговое резидентство и/или активы в страны с низкой налоговой ставкой. Новые правила предполагают налогообложение рыночной стоимости актива на момент его перемещения из одного государства-члена в любое другое государство (Exit taxation).
- Транснациональные группы могут финансировать свои предприятия, находящиеся в юрисдикциях с высоким уровнем налогообложения за счет предоставления кредитов дочерними компаниями-резидентами низконалоговых юрисдикций. Такие кредиты потом погашаются с завышенными процентными ставками. Результатом является понижение налогового обязательства для группы в целом. Проект Директивы ограничивает возможность налогоплательщика вычитать как расходы процентные отчисления в размере более 30% показателя EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации).
- Правила гибридных несоответствий (hybrid mismatches). Корпоративные налогоплательщики могут воспользоваться различиями между национальными налоговыми системами в целях сокращения своих общих налоговых обязательств. Такие несоответствия часто приводят к двойным вычетам (то есть налоговым вычетам в обеих странах) или вычетам дохода в одной стране без включения его в другой. На данный момент Директива охватывает гибридные несоответствия только внутри ЕС. Тем не менее, в ответ на озабоченность ряда стран, Совет ЕС уже подал заявление в Европейскую Комиссию с просьбой выдвинуть (законодательное) предложение о распространении правил и на третьи страны к октябрю 2016 года.
- Схемы корпоративного налогового планирования, применяемые многими транснациональными компаниями могут быть очень сложными. Налоговое законодательство стран обычно не развивается достаточно быстро, чтобы включать в себя все необходимые защитные механизмы. Введение общего правила о предотвращении уклонения от налогообложения (general anti-avoidance rule), направленно на устранение негативных налоговых последствий от операций, исключительной целью которых является получение налоговой выгоды.
Дальнейшие действия
Так как политическое соглашение было достигнуто, то последний проект Директивы будет принят на следующем собрании Совета Европы. Государства-члены ЕС будут обязаны внести изменения в соответствии с Директивой до 31 декабря 2018 года, за исключением правил по ограничению процентных отчислений, которые будут применяться с 1 января 2024 года.