После полномасштабного вторжения России на территорию нашей страны украинское общество объединилось для достижения общей цели – победы. Каждый из нас занял свою позицию на разных фронтах: кто-то на информационном, кто-то на военном, кто-то – на волонтерском. В этой связи значительно возросли запросы относительно регистрации благотворительных фондов, общественных объединений (далее – ОО), общественных союзов и других некоммерческих организаций.

Команда Smartsolutions имеет многолетний опыт создания ОО, и в этой связи хотим поделиться некоторыми нюансами и инсайтами, которые могут потребоваться для успешной регистрации ОО.

Закон Украины  «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» устанавливает четкий перечень документов, которые необходимо предоставить заявителю для регистрации ОО. Среди них:

  1. Заявление о государственной регистрации создания;
  2. экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения учредителей;
  3. сведения о руководящих органах общественного формирования;
  4. учредительный документ юридического лица;
  5. реестр лиц (граждан), участвовавших в учредительном съезде (конференции, собрании);
  6. структура собственности по форме и содержанию, определенным в соответствии с законодательством.

В то же время, государственные регистраторы могут дополнительно попросить предоставить письменные согласия от лиц, которые будут занимать руководящие должности по их назначению. То есть, если вы назначаете председателя правления ОО, необходимо оформить от председателя правления согласие в произвольной письменной форме, что такое лицо не против вышеупомянутого назначения. То же будет касаться директора и членов правления.

Нередко возникает ситуация, когда документы для регистрации представляет не будущий руководитель организации, а менеджер ОО или юрист, осуществляющий юридическое сопровождение регистрации ОО. В этом случае такое лицо протоколом о создании (учреждении) ОО назначают ответственным за осуществление регистрации ОО. После такого назначения она становится «уполномоченным лицом». Обращаем внимание, что в этом случае от вас могут потребовать письменно оформленное согласие в произвольной форме от уполномоченного лица о том, что такое лицо дает согласие на возложение на него обязанностей по регистрации.

Кроме того, при подготовке уставного документа обращайте внимание на следующие пункты/статьи.

  • Пункт об органах управления ОО 

При написании этого пункта должны указать, что все вопросы, касающиеся деятельности ОО по отношению к имуществу ОО, должны приниматься 3/4 голосами от общего числа членов ОО.

  • Пункт о директоре ОО 

В этом пункте важно отметить, что Директор ОО назначается Общим собранием ОО на определенный им срок, но не более чем на 3 (три) года с правом переизбрания на следующий срок.

Кроме того, действующим законодательством Украины предусмотрена возможность осуществления директором ОО управленческих функций на общественных началах и ее можно дополнительно предусмотреть в уставном документе.

Дополнительно следует обратить внимание на положения о полномочиях Директора в части стоимости совершаемых им сделок. Перед написанием данного пункта советуем продумать и подобрать «комфортную» сумму, по которой не нужно будет созывать Общее собрание для согласования сделки. Ведь когда деятельность ОО набирает обороты, а решение нужно принять здесь и сейчас, может возникнуть досадная ситуация с тем, что у директора не будет полномочий для осуществления сделки.

  • Пункт об обособленных подразделениях ОО, порядке их образования, деятельности и прекращении деятельности обособленных подразделений

Нередко в этом пункте юристы отмечают, что ОО имеет право создавать филиалы, представительства и т.д. без статуса юридического лица в соответствии с действующим законодательством. В то же время мы рекомендуем его выложить в следующем формате: «Общественная Организация может иметь обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами и образующиеся по решению Общего собрания ОО».

Дополнительно хотели бы обратить ваше внимание на такой аспект, как получение статуса неприбыльности. Для получения статуса неприбыльности советуем вместе с заявкой о регистрации ОО подавать заявление о включении ОО в реестр неприбыльных организаций.

К тому же при формировании уставного документа следует подробно выписать статьи/пункты о средствах и имуществе ОО. Например, советуем прописать, что для осуществления своих программных и уставных целей и задач ОО в собственности ОО могут быть средства, ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, материальные и нематериальные активы, оборудование, транспорт, другие средства и имущество, приобретение которых не запрещается действующим законодательством.

Вторым положением, которое мы рекомендуем детализировать, является положение о доходах (прибыли ОО). Данное положение следует сформировать следующим образом: «Доходы (прибыли) и имущество ОО или их часть не подлежат распределению между ее учредителями (участниками), членами ОО, работниками (кроме оплаты их труда и начисления единого социального взноса), членами органов управления и связанными с ними лицами».

Надеемся, что наши советы пригодятся вам при регистрации ОО, а если вам необходима помощь в этом вопросе – вы всегда сможете обратиться к коллегам-юристам с опытом.

 

Материал опубликован в аналитическом издании Юрист&Закон

Контактное лицо
Катерина Демченко
Катерина Демченко
Юрист
Узнать больше
Решение
Корпоративное право
Последние публикации
Гранты для агросектора (садоводство, ягодничество, виноградарство) Гранты для агросектора (садоводство, ягодничество, виноградарство)
Юристка Екатерина Овчарук подробно ознакомилась с условиями грантов для сектора садоводства, ягоднич
3-02-2023
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone