12 февраля 2015 года Верховным Советом был принят ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)» (далее – Закон) с целью дерегуляции хозяйственной деятельности и приведения функций контролирующих органов к европейским стандартам, что по итогам должно дать результат в виде улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business.
Так или иначе, данный Закон задевает и вносит изменение в достаточно внушительное количество нормативных актов, среди которых можно отметить следующие:
Жилищный Кодекс Украинской ССР;
Уголовный процессуальный кодекс Украины;
Земельный Кодекс;
ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей»;
ЗУ «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности»;
ЗУ «О государственной регистрация прав на недвижимое имущество и их обременения» и другие.
Ниже предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми изменения в отдельных сферах, которые на наш взгляд являются наиболее существенными.
Жилищный Кодекс Украинской ССР.
Переоборудование и перепланирование помещений, арендованных или собственных, в случае если оно не предусматривает вмешательства в несущие конструкции и/или инженерные системы общего пользования не требуют получения разрешения, которое дает право на их выполнение. При этом, данные изменения не требуют введения в эксплуатацию после завершения работ. Единственная оговорка, относительно существенных изменений арендованной жилой площади, где для ее переоборудования необходимо письменное согласие арендодателя, если другое не предусмотрено в договоре.
Земельный Кодекс.
Земельные участки, предназначенные для ведения личного сельского хозяйства, могут передаваться гражданами в пользование юридическим лицам Украины и использоваться ими для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства без изменения целевого назначения этих земельных участков. Также уточнено, что срок аренды не может быть меньшим, нежели 7 лет.
Уголовный процессуальный Кодекс Украины.
Временный доступ к электронным информационным системам или их частям, мобильным терминалам систем связи осуществляется путем снятия копии информации, содержащейся в таких электронных информационных системах или их частях, мобильных терминалах систем связи, без их изъятия. Их же временное изъятие совершается только в случае прямого указания на это в постановлении суда.
Закон Украины «Об аренде земли».
Уменьшено количество существенных условий договора аренды земли. Так, вместо 11 условий законом устанавливается только три, а именно: объект аренды, строк действия договора, условия арендной платы.
Также, теперь статья 17 ЗУ «Об аренде» будет определять момент передачи объекта по договору аренды, которым является государственная регистрации права аренды.
Определяется минимальный срок действия договора аренды земли – не менее 7 лет.
Исключена такая форма арендной платы как отработочная (предоставление услуг арендодателю). Натуральная форма еще имеет место быть, однако по согласию сторон и должна соответствовать денежному эквиваленту стоимости товара по рыночным ценам.
Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц – предпринимателей может проводиться вне местонахождения юридического лица или места проживания физического лица/физического лица-предпринимателя. Однако, выписан исчерпывающий перечень причин, которые могут тому послужить, а именно:
– в случае вооруженного конфликта;
– временной оккупации;
– повсеместных проявлений насилия;
– массовых нарушений прав человека;
– чрезвычайных ситуаций природного или технического характера.
Полномочия государственного регистратора по приему документов для предоставления административных услуг в области государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, а также выдаче оформленных результатов и их предоставление могут выполнять должностные лица органов местного самоуправления, администраторы центров предоставления административных услуг.
В соответствии с Законом государственный регистратор считается государственным служащим.
Изменены ставки регистрационного сбора, который теперь именуется административным.
За проведение государственной регистрации изменений:
– вносимых в учредительные документы юридического лица – 0,05 мзп. – 60, 9 грн.
– имени или места проживания физического лица-предпринимателя – 0,02 мзп. – 24,36 грн.
– за выдачу дубликата оригинала уставных документов и изменений к ним, удостоверенных государственным регистратором – 0,02 мзп. – 24,36 грн.
Изменена плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра:
– за предоставление извлечения и справки – 0,05 мзп. – 60,9 грн.
– за предоставление выписки – 0,02 мзп. – 24,36 грн.
Документом, подтверждающим уплату административного сбора, является копия квитанции, выданной банком, копия платежного поручения с отметкой банка, квитанция из платежного терминала, квитанция (чек) из почтового отделения связи.
Уменьшен срок предоставления сведений из ЕГР – в течение 24 часов, кроме выходных и праздничных дней, после поступления запроса.
Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственного права».
Выдача разрешительной документации передается в полномочия Центра предоставления административных услуг. В этих целях местные, региональные разрешительные органы исключаются.
Заявление о получении (переоформлении, получении дубликата, аннулировании) документа разрешительного характера, которые оформляются разрешительными органами, или декларация подается субъектом хозяйствования в бумажной форме – лично, через уполномоченное им лицо, направляется по почте или в случаях, предусмотренных законом, – в электронной форме с помощью средств телекоммуникации (по электронной почте или через Единый государственный портал административных услуг).
Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений»
Расширен круг полномочий нотариуса. Таким образом, полномочия государственного регистратора по выдаче и приему документов могут выполнять должностные лица органов местного самоуправления, администраторы центров оказания административных услуг, а также нотариусы.
Определен размер административного сбора за государственную регистрацию прав:
1)за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество
для физических лиц:
– в отношении расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества площадью
до 100 квадратных метров – 0,07 мзп. – 85,26 грн.;
до 200 квадратных метров – 0,1 мзп. – 121,8 грн.;
более 200 квадратных метров – 0,2 мзп. – 248,6 грн.;
– в отношении земельных участков – 0,1 мзп. – 121,8 грн.;
для юридических лиц:
– в отношении объектов недвижимого имущества площадью
до 500 м² – 0,3 мзп. – 365,4 грн.;
свыше 500 м² – 0,6 мзп. – 730,8 грн.;
более 5000 м² – 1,4 мзп. – 1705,2 грн.
2) за государственную регистрацию другого вещного права на недвижимое имущество, кроме права аренды земли, – 25 % размера административного сбора за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество;
3) за гос. регистрацию обременения права на недвижимое имущество – 0,07 мзп. – 85,26 грн.;
4) за государственную регистрацию права аренды земельного участка – 0,06 мзп. – 730,8 грн.;
5) за внесение изменений в записи Государственного реестра прав, в том числе исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, – 0,04 мзп. – 48,72 грн.
Закон Украины «Об исполнительном производстве».
Увеличена сумма исполнительного сбора в случае невыполнения должником в срок решения неимущественного характера, по которому должник обязан лично совершить определенные действия или же воздержаться от их совершения, так с должника – физического лица взымается сбор в размере 60 нмдг. – 1 020 грн., а для должника – юридического лица – 120 нмдг. – 2 040 грн.
Постановление о взыскании исполнительного сбора направляется должнику не позднее следующего рабочего дня после его вынесения, может быть обжалована в суде в десятидневный срок.
Также хочется обратить Ваше внимание на электронизацию ведения документооборота и предоставления услуг государственными органами, что естественным образом упрощает взаимодействие с органами государственной власти, а впоследствии и само ведение бизнеса.
Так, ГК, в части выполнения решения о прекращении юридического лица, заменяет публикацию уведомления в специализированном печатном средстве массовой информации на обнародование на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы.
Аналогичные изменения были внесены в ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» (ст.19). К данной категории изменений можно отнести и действие Единого государственного портала административных услуг в соответствии с ЗУ «Об административных услугах», открытие реестров для общего доступа на веб-сайтах центральных органов исполнительной власти соответствующей отрасли.
По итогу, цели государства повысить рейтинг Украины в Doing Business не должен быть исключительно задекларированными, а и по факту действующими нововведениями для привлечения новых инвестиций в страну и улучшения внутренней экономической ситуации, ведь известный факт экономика государства не много не мало зависит от развития малого и среднего бизнеса. Не зря, в странах Европы около 50 % , а в США все 90 % населения заняты в малом бизнесе, это и сфера обслуживания, торговля. Таким образом, принятие данного закона является важным шагом для дальнейшего развития и, возможно, со временем, давление на бизнес со стороны государственных органов, будет уменьшаться пропорционально количеству обещанных изменений.