17 июля 2015 года ВР Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций» (далее – Закон).

Так, теперь, неприбыльными, согласно Налоговому Кодексу Украины, считаются предприятия, учреждения и организации (далее – неприбыльная организация), которые не являются плательщиками налога на прибыль предприятий и одновременно отвечают требованиям пункта 133.4 статьи 133 Налогового кодекса, а именно:

  • организация создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации, такими как ЗУ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и другие;
  • учредительные документы такой организации содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;
  • учредительные документы такой организации предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица;
  • организация внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

К неприбыльным организациям, которые отвечают вышеперечисленным требованиям и не являются плательщиками налога, в частности, могут быть отнесены следующие: бюджетные учреждения; общественные объединения, политические партии, благотворительные организации, пенсионные фонды; объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации владельцев жилых домов; сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы и другие юридические лица, деятельность которых соответствует указанным выше требованиям.

Главным требованием все же остается факт того, что доходы (прибыль) неприбыльной организации должны использоваться исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

Ответственность за не соблюдение требований. В случае если контролирующим органом будет установлен факт использования неприбыльной организацией доходов (прибыли) для целей иных, чем предусмотренные учредительными документами, такая организация может быть исключена из Реестра неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр). Данный факт, также, является основанием для начисления налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий, штрафных санкций и пени в соответствии с нормами Налогового Кодекса.

К тому же, в случае несоблюдения неприбыльной организацией требований по распределению доходов, она обязана подать в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Далее, с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально представлять в контролирующий орган квартальную финансовую и налоговую отчетность (с нарастающим итогом) по налогу на прибыль и платить налог в срок, определенный для квартального периода.

А уже со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация подает финансовую и налоговую отчетность и платит налог на прибыль в порядке, установленном в абзаце 7 статьи 57 Налогового Кодекса.Отдельно стоит обратить внимание на то, что с принятием данного закона начинает действовать новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В связи с этим хотим отметить, что неприбыльные организации, уже внесенные в Реестр на день вступления в силу Закона, а именно с 13 августа 2015 года не подлежат исключению из Реестра и переносятся автоматически.

Исключением является несоответствие такой организации требованиям статьи 133 Налогового Кодекса, о которых говорилось ранее. В таком случае, неприбыльная организация с целью включения в новый Реестр обязана до 1 января 2017 привести свои учредительные документы в соответствие с нормами Налогового Кодекса и в этот же срок подать копии таких документов в контролирующий орган. Те же организации, которые имеют несоответствия и не совершили такие действия, после 1 января 2017 исключаются контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Изменения, также, затронули налогообложение компаний, которые сотрудничают с неприбыльными организациями в части регулирования финансового результата налогового (отчетного) периода. Так, финансовый результат налогового (отчетного) периода по деятельности компании увеличивается:

  • на суму 30 процентов, как и прежде, стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг приобретенных у неприбыльных организаций, однако кроме случаев, когда сумма стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг, приобретенных у таких организаций, совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, и кроме бюджетных учреждений. В случае если сумма операций превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, корректировки финансового результата до налогообложения, определенные настоящим подпунктом, проводятся на всю сумму операций.
  • на сумму средств или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, в размере, превышающем 4 процента налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Что интересно, корректировки касательно финансового результата отчетного периода, указанные выше, временно, на период проведения антитеррористической операции не проводятся, относительно сумм денежных средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения и других средств или же добровольно перечисленные (переданные) для нужд обеспечения проведения антитеррористической операции Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины и другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, военным частям, подразделениям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета.

Как видим, данные изменения сложно назвать кардинальными, поскольку многие из требований и ранее были озвучены, однако в других нормативных актах. В любом случае, их однозначно необходимо учесть. Напомним, Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций» вступает в силу 13 августа 2015 года.

Решение
Налогообложение и налоговые споры
Бухгалтерский и налоговый учет
Последние публикации
Иностранные юрисдикции для структурирования украинского ІТ-бизнеса Иностранные юрисдикции для структурирования украинского ІТ-бизнеса
Как только вы примете решение о необходимости открытия или релокации IT-компании за рубежом, необход
23-09-2022
Релокация ИТ компаний Релокация ИТ компаний
С началом полномасштабной войны россии против Украины актуальность релокации ІТ-компаний значительно
22-09-2022
Новые изменения в законодательстве относительно волонтерской деятельности Новые изменения в законодательстве относительно волонтерской деятельности
В свете полномасштабных военных действий украинское волонтерское движение в очередной раз доказало в
21-09-2022
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone