Согласно сообщению пресс-службы Минфина, Кабинет Министров Украины на своем заседании, которое состоялось 4 октября 2017 года, принял проект Закона Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал” (НнВК).
Главная цель законопроекта – ввести налогообложение прибыли предприятий, распределенной в форме дивидендов или приравненных к ним платежей и отказаться от налога с доходов нерезидентов.
Кроме того, законопроект предусматривает:
– изменение методологических подходов налогообложения процентов за пользование кредитами, получаемых у нерезидентов – связанных лиц;
– применение переходных положений для банков, имеющих право оставаться плательщиками налога на прибыль до 2020 года включительно;
– освобождение от налогообложения налогом на выведенный капитал дивидендов, выплачиваемых за период 2013-2017 годы, в рамках объема налогооблагаемой прибыли, из которой ранее был уплачен налог на прибыль предприятий.
Несмотря на то, что согласно пп. 4.1.9. 4.1. ст.4 Налогового кодекса Украины (НКУ) изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки, по всей вероятности, новый налог войдет в отечественное налоговое законодательство уже с начала 2018 года.
Следует отметить, что вопрос внедрения НнВК в Украине обсуждается уже длительное время. Сначала идея была революционной, ведь в корне меняла систему налогообложения прибыли предприятий, но в процессе адаптации законопроекта к потребностям и возможностям украинской экономики, состоялась значительная трансформация законопроекта, в результате чего было исключено наиболее радикальные его положение и изменено саму философию реформы.
Так, изначально краеугольным камнем реформы была замена налога на прибыль предприятий НнВК, в результате чего операции между юридическими лицами – плательщиками НнВК не облагались налогом.
На практике это можно выразить следующей тезисом: «Пока деньги обращаются в бизнесе, они не облагаются налогом. Облагается только сумма, которая из бизнеса выводится».
Но, очевидно, трезво оценив возможности государственного и местных бюджетов, ведь, как отмечает Минфин, реализация норм законопроекта даже в текущей редакции в 2018 году приведет к потерям государственного бюджета в сумме 26,0 млрд. грн. и местных бюджетов – 5,4 млрд. гривен, а также учитывая опыт других стран, которые ввели НнВК или подобные ему налоги (Эстония, Грузия, Македония, Молдова), Минфин «придержал лошадей» и значительно сузил размах новой налоговой реформы.
Так в предыдущей редакции законопроекта планировалось вообще отменить налог на прибыль заменив его НнВК. Соответственно Раздел III НКУ, излагался в иной редакции, в которой уже речь шла о совсем другом налоге (НнВК).
Текущая редакция законопроекта подразумевает существование обеих налогов, соответственно НКУ дополнен разделом III1 «Налог на выведен капитал», который вобрал в трансформированном виде налогообложение дивидендов и других приравненных к ним выплат.
Таким образом, в результате проведения очередной реформы, отечественная налоговая система может обогатиться еще одним общегосударственным налогом.
Понятно, что говорить о чем-то наверняка еще рано, поскольку проект даже не подан в Верховную Раду, но не помешает разобраться, какой очередной «новогодний подарок» готовят наши законодатели для бизнеса.
С этой целью были рассмотрены последняя редакция законопроекта, доступная для просмотра, а также другие материалы с официальных источников.
Поскольку этот материал носит обзорный характер, информация о новеллах имеет обобщенный вид.
Вопрос первый: «Кто?»
Согласно законопроекту к плательщикам НнВК будут относиться:
-
Резиденты субъекты хозяйствования – юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами, кроме неприбыльных организаций и лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.
-
Нерезиденты: юридические лица, которые добровольно включены в реестр НнВК или их постоянные представительства.
Законопроектом предусматривается ведение реестра плательщиков НнВК-нерезидентов и предусмотрена обязанность плательщика НнВК-резидента, убедиться в выполнении плательщиком-нерезидентом определенных требований, подтверждением чего является наличие информации о таком нерезиденте в реестре.
Вопрос второй: «За что?»
Объектом налогообложения являются:
• операции по выводу капитала, к которым кроме дивидендов, выплачиваемых в пользу неплательщиков НнВК, относятся возврат вкладов владельцу корпоративных прав, а также выплата части чистой прибыли государственным некорпоратизированным, казенным или коммунальным предприятием в пользу государства или органа местного самоуправления;
• приравненные к выплате дивидендов операции:
-
выплата процентов, комиссий, других подобных платежей нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах, или связанному лицу – нерезиденту по любым кредитам, займам, депозитам, операциям РЕПО, обязательствам по договорам финансового лизинга и другим заимствованиям;
-
выплаты по договорам страхования и перестрахования в пользу страховщиков нерезидентов (в некоторых случаях);
-
выплата финансовой помощи неплательщику НнВК, которая остается невозвращенной в течение 12 месяцев (с правом уменьшения налога);
-
безвозмездная передача имущества (предоставление работ, услуг) неплательщику НнВК;
-
выплата, осуществляется в денежной или не денежной форме некоммерческой организацией за пределами целей организации или не связана с ее содержанием;
-
вложения в объекты инвестиций, которые находятся за пределами территории Украины;
-
выплата плательщиком НнВК – резидентом в пользу нерезидента, по договорам комиссии, поручения, агентского договора или аналогичных договоров;
-
выплата роялти неплательщику НнВК (в отдельных случаях) в суммах превышения лимита;
-
внесения в уставной капитал или в совместную деятельность, в доверительное управление, если получателем таких средств и/или имущества является неплательщик налога;
-
приобретение товаров, работ, услуг у неплательщика налога – связанного лица, находящегося на упрощенной системе налогообложения;
-
доначисления по трансфертному ценообразованию.
Базой налогообложения является сумма средств, уплачиваемая по операции. Если операция подлежит налогообложению по двум пунктам – применяется большая база налогообложения.
Вопрос третий: «Сколько?»
Ставка налога составит:
-
15% от суммы операции по выводу капитала;
-
20% от суммы операций, приравненных к операциям по выводу капитала и для доначислений (операции по уплате средств на выполнение долговых обязательств при определенных условиях могут облагаться налогом по ставке 5%).
Предполагаемая причина дифференциации ставок налога заключается в побуждении плательщиков НнВК реально отражать содержание хозяйственных операций, не скрывая фактическую выплату дивидендов и расчетов с собственниками по притворным сделкам.
Также, начиная с 1 января 2018 года суммы переплат по налогу на прибыль предприятий могут быть использованы налогоплательщиками в счет уменьшения денежных обязательств по налогу на выведенный капитал и/или подлежат возврату налогоплательщику.
Вопрос четвертый: «Когда?»
Отчетный период – календарный квартал и календарный год. Отчетность подается только в случае осуществления операций, являющихся объектом налогообложения НнВК. Отчет по трансфертному ценообразованию будет подаваться до первого октября года, следующего за отчетным.
Также, интересным является то, что сам автор проекта – Минфин подготовил справку о соответствии обязательствам Украины в сфере европейской интеграции и праву Европейского Союза (acquis ЕС) проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал», в которой Минфин делает вывод, что положения законопроекта не соответствуют обязательствам Украины в сфере европейской интеграции, в том числе международно-правовым и праву ЕС (acquis ЕС).
В то же время, как отмечает пресс-служба Минфина, Министерство финансов поддерживает введение налога на выведенный капитал, если государственный бюджет останется сбалансированным. Возможные пути компенсации бюджетных потерь – это значительное повышение ставок налогов или сокращение расходов. Минфин выступает категорически против повышения ставок налогов и считает единственным путем для поиска компенсаторов сокращение государственных расходов и более эффективное использование бюджетных средств.
Пока неизвестно, чем закончится очередная законотворческая эпопея, но наблюдая за ней, можно в который раз сделать вывод, что в государстве отсутствует стратегическая налоговая политика, ни законодатели, ни чиновники не знают, каким будет правовое поле в области налогообложения хотя бы через пару лет.
В дальнейшем, мы будем внимательно следить за судьбой этой неоднозначной законодательной инициативы и сообщать наших клиентов и других заинтересованных лиц о развитии событий.