Сейчас в Украине до сих пор продолжается постоянное усовершенствование системы противодействия коррупции. Согласно таких тенденций, меняется и антикоррупционное законодательство. 29 июня 2021 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины относительно совершенствования ответственности за декларирование недостоверной информации и непредоставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления». Как видно из названия, очередные изменения касаются нарушений в сфере декларирования. Так какие же изменения ввел законодатель на этот раз?

Кодекс Украины об административных правонарушениях претерпел изменения лишь в примечании к статье 1726 «Нарушение требований финансового контроля». После вступления в силу указанного нового закона субъектами совершения несвоевременного предоставления без уважительных причин декларации и неуведомления или несвоевременного уведомления об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента или о существенных изменениях в имущественном состоянии, кроме определенных ранее, становятся субъекты декларирования, занимающие должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков:

1. Руководитель Офиса Президента Украины, его первый заместитель и заместитель.

2. Руководители и заместители руководителей структурных подразделений в составе самостоятельных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Украины.

3. Руководители и заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины.

4. Руководители государственных предприятий, учреждений, организаций, других субъектов хозяйствования государственной формы собственности и их заместители, назначение которых осуществляется государственными органами.

5. Должностные лица государственной службы, определенны структурой государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, в случае нецелесообразности образования структурных подразделений.

6. Должностные лица органов местного самоуправления:

  • Первые заместители, заместители мэров (городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым, районного значения), заместителей сельских, поселковых глав;

  • – заместители председателей районных в городах советов;

  • – секретари городских (городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым, районного значения), сельских, поселковых советов;

  • – управляющие делами исполнительных комитетов городских (городов-областных центров и города Симферополя, городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов;

  • – председатели постоянных комиссий по вопросам бюджета областных, Киевской и Севастопольской городских советов (в случае если они работают в совете на постоянной основе).

Больших изменений претерпел Уголовный кодекс Украины. Важнейшей новеллой нового закона является введение понятия уголовных правонарушений, связанных с коррупцией. Дополненный абзац примечания к статье 45 Уголовного кодекса Украины определяет, что уголовными правонарушениями, связанными с коррупцией, считаются уголовные правонарушения, предусмотренные статьями 3662 (Декларирование недостоверной информации) и 3663 (Непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления) Кодекса.

Вместе с определением установлен и ряд ограничений для лиц, совершивших такие деяния:

  • Лица, совершившие указанные уголовные правонарушения теперь не могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением виновного с потерпевшим, в связи с передачей лица на поруки или в связи с изменением обстановки.

  • Не могут такие лица и быть освобождены от наказания в связи с утратой ими общественной опасности.

  • За совершение таких уголовных правонарушений суд теперь не может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.

  • Признанные виновными в совершении таких деяний не могут быть освобождены от отбывания наказания с испытанием, даже если это беременная женщина или женщина, имеющая детей в возрасте до семи лет.

  • К лицам, отбывающим наказание за совершение таких правонарушений, не может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

  • Таким лицам не может быть не отбытая часть наказания заменена на более мягкое наказание.

  • Признанные виновными в совершении таких деяний лица, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, не могут быть освобождены от отбывания наказания, а лица, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, – не могут быть полностью освобождены от отбывания наказания законом об амнистии.

  • Лица, осужденные за совершение уголовных правонарушений, связанных с коррупцией, не могут быть помилованы Президентом Украины.

  • Не допускается досрочное снятие судимости с лиц после отбытия наказания за совершение указанных уголовных правонарушений.

Внесены изменения и в саму статью Уголовного кодекса Украины 3662 «Декларирование недостоверной информации». С момента вступления в силу нового закона умышленное внесение заведомо недостоверных сведений в декларацию, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 500 до 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2021 году от 1 135 000 грн до 4 540 000 грн), наказывается

  • штрафом от трех тысяч до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2021 году от 51 000 грн до 68 000 грн),

  • или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов,

  • или ограничением свободы на срок до двух лет,

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2021 году больше 4 450 000 грн), – наказывается

  • штрафом от четырех тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2021 году от 68 000 грн до 85 000 грн),

  • или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов,

  • или ограничением свободы на срок до двух лет,

  • или лишением свободы на тот же срок,

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также изменениям подверглась, и статья 3663 Уголовного кодекса Украины «Непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления». После внесенных изменений умышленное непредоставление субъектом декларирования декларации наказывается

– штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2021 году от 42 500 грн до 51 000 грн),

– или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов,

– или ограничением свободы на срок до двух лет,

– или лишением свободы сроком на один год,

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а сейчас он находится на подписи у Президента. Поскольку проект был принят с предложениями Президента, подписание должно быть в ближайшее время.

Как мы видим, законодатель делает суровей ответственность за нарушение в сфере декларирования и лишает возможных процессуальных смягчений для лиц, которые признаются виновными в таких нарушениях. За уголовные правонарушения в этой сфере теперь даже предусмотрены наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Такие изменения переводят все уголовные правонарушения, предусмотренные измененными статьями Уголовного кодекса Украины, из класса проступков в класс преступлений. Итак, учитывая разницу в формах досудебного расследования проступков и преступлений, осуществлять досудебное следствие (вместо дознания) следователи (а не дознаватели) смогут тщательнее и в течение большего времени. Это должно положительно повлиять на качество предварительного расследования, сбора доказательств и доказывания в таких уголовных производствах

Если у правоохранительных органов к вам возникли вопросы в связи с поданными (или неподанными) декларациями или вы имеете сложности с соответствующим заполнением деклараций, адвокаты и юристы Smartsolutions Law Group помогут защитить ваши права и интересы.

Контактное лицо
Станислав Кулик
Станислав Кулик
Руководитель практики защиты бизнеса, адвокат
Узнать больше
Решение
Е-декларирование и конфликты с НАПК
Налоговое декларирование
Должностные и экономические преступления (White-collar crimes)
Последние публикации
Материальная помощь от иностранного государства гражданину Украины – налоговые последствия и декларирование за 2022 год Материальная помощь от иностранного государства гражданину Украины – налоговые последствия и декларирование за 2022 год
Бухгалтер Вероника Тринчук рассказала, как облагается налогом помощь от иностранных государств и меж
26-04-2023
Не все имущество супругов подлежит разделу Не все имущество супругов подлежит разделу
Адвокат Smartsolutions Николай Крупка анализирует семейный кодекс Украины и вопросы раздела имуществ
17-04-2023
Аннулирование кредитов за уничтоженные дома и автомобили Аннулирование кредитов за уничтоженные дома и автомобили
Рассмотрели более подробно новые пункты в законе, которые должны облегчить положение некоторых владе
21-02-2023
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone