Сейчас в Украине до сих пор продолжается постоянное усовершенствование системы противодействия коррупции. Согласно таких тенденций, меняется и антикоррупционное законодательство. 29 июня 2021 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины относительно совершенствования ответственности за декларирование недостоверной информации и непредоставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления». Как видно из названия, очередные изменения касаются нарушений в сфере декларирования. Так какие же изменения ввел законодатель на этот раз?

Кодекс Украины об административных правонарушениях претерпел изменения лишь в примечании к статье 1726 «Нарушение требований финансового контроля». После вступления в силу указанного нового закона субъектами совершения несвоевременного предоставления без уважительных причин декларации и неуведомления или несвоевременного уведомления об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента или о существенных изменениях в имущественном состоянии, кроме определенных ранее, становятся субъекты декларирования, занимающие должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков:

1. Руководитель Офиса Президента Украины, его первый заместитель и заместитель.

2. Руководители и заместители руководителей структурных подразделений в составе самостоятельных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Украины.

3. Руководители и заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины.

4. Руководители государственных предприятий, учреждений, организаций, других субъектов хозяйствования государственной формы собственности и их заместители, назначение которых осуществляется государственными органами.

5. Должностные лица государственной службы, определенны структурой государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, в случае нецелесообразности образования структурных подразделений.

6. Должностные лица органов местного самоуправления:

  • Первые заместители, заместители мэров (городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым, районного значения), заместителей сельских, поселковых глав;

  • – заместители председателей районных в городах советов;

  • – секретари городских (городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым, районного значения), сельских, поселковых советов;

  • – управляющие делами исполнительных комитетов городских (городов-областных центров и города Симферополя, городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов;

  • – председатели постоянных комиссий по вопросам бюджета областных, Киевской и Севастопольской городских советов (в случае если они работают в совете на постоянной основе).

Больших изменений претерпел Уголовный кодекс Украины. Важнейшей новеллой нового закона является введение понятия уголовных правонарушений, связанных с коррупцией. Дополненный абзац примечания к статье 45 Уголовного кодекса Украины определяет, что уголовными правонарушениями, связанными с коррупцией, считаются уголовные правонарушения, предусмотренные статьями 3662 (Декларирование недостоверной информации) и 3663 (Непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления) Кодекса.

Вместе с определением установлен и ряд ограничений для лиц, совершивших такие деяния:

  • Лица, совершившие указанные уголовные правонарушения теперь не могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением виновного с потерпевшим, в связи с передачей лица на поруки или в связи с изменением обстановки.

  • Не могут такие лица и быть освобождены от наказания в связи с утратой ими общественной опасности.

  • За совершение таких уголовных правонарушений суд теперь не может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.

  • Признанные виновными в совершении таких деяний не могут быть освобождены от отбывания наказания с испытанием, даже если это беременная женщина или женщина, имеющая детей в возрасте до семи лет.

  • К лицам, отбывающим наказание за совершение таких правонарушений, не может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

  • Таким лицам не может быть не отбытая часть наказания заменена на более мягкое наказание.

  • Признанные виновными в совершении таких деяний лица, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, не могут быть освобождены от отбывания наказания, а лица, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, – не могут быть полностью освобождены от отбывания наказания законом об амнистии.

  • Лица, осужденные за совершение уголовных правонарушений, связанных с коррупцией, не могут быть помилованы Президентом Украины.

  • Не допускается досрочное снятие судимости с лиц после отбытия наказания за совершение указанных уголовных правонарушений.

Внесены изменения и в саму статью Уголовного кодекса Украины 3662 «Декларирование недостоверной информации». С момента вступления в силу нового закона умышленное внесение заведомо недостоверных сведений в декларацию, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 500 до 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2021 году от 1 135 000 грн до 4 540 000 грн), наказывается

  • штрафом от трех тысяч до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2021 году от 51 000 грн до 68 000 грн),

  • или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов,

  • или ограничением свободы на срок до двух лет,

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 2000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2021 году больше 4 450 000 грн), – наказывается

  • штрафом от четырех тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2021 году от 68 000 грн до 85 000 грн),

  • или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов,

  • или ограничением свободы на срок до двух лет,

  • или лишением свободы на тот же срок,

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также изменениям подверглась, и статья 3663 Уголовного кодекса Украины «Непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления». После внесенных изменений умышленное непредоставление субъектом декларирования декларации наказывается

– штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (в 2021 году от 42 500 грн до 51 000 грн),

– или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов,

– или ограничением свободы на срок до двух лет,

– или лишением свободы сроком на один год,

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а сейчас он находится на подписи у Президента. Поскольку проект был принят с предложениями Президента, подписание должно быть в ближайшее время.

Как мы видим, законодатель делает суровей ответственность за нарушение в сфере декларирования и лишает возможных процессуальных смягчений для лиц, которые признаются виновными в таких нарушениях. За уголовные правонарушения в этой сфере теперь даже предусмотрены наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Такие изменения переводят все уголовные правонарушения, предусмотренные измененными статьями Уголовного кодекса Украины, из класса проступков в класс преступлений. Итак, учитывая разницу в формах досудебного расследования проступков и преступлений, осуществлять досудебное следствие (вместо дознания) следователи (а не дознаватели) смогут тщательнее и в течение большего времени. Это должно положительно повлиять на качество предварительного расследования, сбора доказательств и доказывания в таких уголовных производствах

Если у правоохранительных органов к вам возникли вопросы в связи с поданными (или неподанными) декларациями или вы имеете сложности с соответствующим заполнением деклараций, адвокаты и юристы Smartsolutions Law Group помогут защитить ваши права и интересы.

Контактное лицо
Станислав Кулик
Станислав Кулик
Руководитель практики защиты бизнеса, адвокат
Узнать больше
Решение
Е-декларирование и конфликты с НАПК
Налоговое декларирование
Должностные и экономические преступления (White-collar crimes)
Последние публикации
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ СУД МОЖЕТ ЛИШИТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ СУД МОЖЕТ ЛИШИТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
Основания лишения родительских прав матери или отца определены семейным кодексом Украины. Ключевая п
21-02-2022
Электронные трудовые книжки Электронные трудовые книжки
Пока вопрос о принятии нового Трудового кодекса никак не перейдет в завершающую фазу, законодатель н
27-10-2021
Налоговая амнистия: кратко о главном Налоговая амнистия: кратко о главном
15 июня 2021 года Верховная Рада приняла законопроект №5153 «Закон Украины о внесении изменений в На
16-08-2021
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone