В связи с актуальностью темы создания объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСББ), предлагаем Вашему вниманию краткую информацию о том, что такое ОСББ и как его создать.

Краткое описание ОСББ и его назначение

Согласно Закону Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», ОСББ – это юридическое лицо, созданное владельцами квартир и/или нежилых помещений многоквартирного дома для содействия использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования общего имущества. Основной деятельностью объединения является:

  • обеспечение реализации прав совладельцев на владение и пользование общим имуществом совладельцев;
  • надлежащее содержание многоквартирного дома и придомовой территории;
  • содействие совладельцам дома в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества.

Совладельцами многоквартирного дома являются только владельцы квартир и/или нежилых помещений такого дома, при этом арендаторы квартир в многоквартирном доме, могут представлять интересы владельца квартиры исключительно по доверенности.

Законодательством предусмотрено создание только одного ОСББ в одном многоквартирном доме. При желании, владельцы квартир и нежилых помещений в двух и более многоквартирных домах, могут создать одно ОСББ на несколько домов. Но в таком случае данные дома должны быть объединены общей придомовой территорией, элементами благоустройства, оборудованием, а также инженерной инфраструктурой.

Объединение совладельцев многоквартирного дома это, зачастую, неприбыльная организация, которая не занимается хозяйственной деятельностью и осуществляет свою работу исключительно для удовлетворения интересов владельцев квартир.

Создание объединения совладельцев многоквартирного дома 

Этап 1. Проведение учредительного собрания.

Учитывая, что ОСББ может быть создано только собственниками квартир многоквартирного дома, необходимо, для начала, провести учредительное собрание собственников квартир, на котором владельцы квартир должны принять решение о создании объединения совладельцев многоквартирного дома и утвердить его устав. Нужно учитывать, что учредительное собрание для создания ОСББ в «новых» домах, может быть проведено только после государственной регистрации права собственности на более чем половину квартир и нежилых помещений в таком доме.

Стоит обратить внимание, что до того, как должно состоятся собрание, собственникам квартир отправляется уведомление о проведении учредительного собрания с указанием инициаторов, времени и места проведения собрания, а также перечень вопросов, которые выносятся на обсуждение.

Этап 2. Государственная регистрация.

Государственная регистрация объединения совладельцев многоквартирного дома проводится в таком же порядке, как и регистрация юридических лиц. Для этого государственному регистратору по местонахождению ОСББ нужно предоставить перечень документов, указанный в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований». После проведения регистрации, необходимо сформировать уставные документы ОСББ, а именно выписку из ЕГР, справку статистики, устав).

Этап 3. Получение печати, открытие счетов в банке, получение статуса неприбыльной организации.

ОСББ может иметь печать, фирменные бланки или другие реквизиты, а также открывать расчетные счета в банках в любой валюте. Исходя из сути деятельности объединения совладельцев многоквартирного дома, также, необходимо получить статус неприбыльной организации, так как любые поступления на банковский счет от владельцев квартир как взносы могут трактоваться налоговой службой как получение прибыли и соответственно облагаться налогом. В этом случае, Глава Правления объединения совладельцев многоквартирного дома  может подать в налоговую службу по месту регистрации ОСББ соответствующее заявление и копии учредительных документов ОСББ. Далее, в течении 30-го срока с дня подачи документов, ОСББ будет зарегистрировано в реестре неприбыльных организаций, что будет подтверждаться соответствующим решением фискального органа.

Этап 4. Получение технической документации на дом от бывшего балансодержателя.

Бывший балансодержатель многоквартирного дома или лицо, осуществлявшее управление им до создания ОСББ, в трехмесячный срок со дня государственной регистрации ОСББ должен обеспечить передачу объединению технической и другой предусмотренной законодательством документации на дом, а также документа, на основании которого он принят в эксплуатацию. Передача документации оформляется актом приема-передачи и, соответственно, после подписания данного документа дом переходит в управление объединения совладельцев многоквартирного дома. Для подписания акта приема-передачи документов создается комиссия в составе представителей предыдущего балансодержателя или лица, которое совершало управление домом, и совладельцами в лице ОСББ или Главы Правления ОСББ.

В случае возникновения дополнительных вопросов относительно регистрации объединения совладельцев многоквартирного дома или же необходимости сопровождения данной процедуры, специалисты нашей компании будут рады предоставить Вам свою помощь.

Решение
Корпоративное право
Последние публикации
Имплементация общего стандарта отчетности CRS в Украине Имплементация общего стандарта отчетности CRS в Украине
28.04.2023 года вступил в силу Закон, введенный Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки инфо
25-05-2023
Изменения в порядке регистрации авторских прав 2023 Изменения в порядке регистрации авторских прав 2023
Об основных изменениях, введенных Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» – рассказала
1-05-2023
Сбор доказательств с целью определения размера ущерба, нанесенного вооруженной агрессией Сбор доказательств с целью определения размера ущерба, нанесенного вооруженной агрессией
Адвокатесса Катерина Стадник описала процесс фиксации доказательств нанесенного ущерба, который реал
25-04-2023
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone