21 июля 2020 года Верховная Рада Украины в первом чтении приняла законопроект № 3760 «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями» — это законопроект касается «инвестиционных нянь», что подал Президент Украины.

Понятие «инвестиционная няня» и ввел Президент Украины. Что это значит? Этот законопроект предусматривает создание уполномоченного учреждения — его сотрудники будут сопровождать проект инвестора со значительными инвестициями от начала до конца его реализации. Такое учреждение будет иметь отдельные функции:

  • осуществление мероприятий для привлечения потенциальных реализаторов инвестиционных проектов со значительными инвестициями
  • взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам подготовки и реализации инвестиционных проектов со значительными инвестициями
  • подготовка и подача в уполномоченный орган периодических (ежемесячных, квартальных, годовых) отчетов о состоянии таких инвестиционных проектов
  • разработка предложений, рекомендаций, планов действий, направленных на улучшение подготовки и реализации таких инвестиционных проектов

Под понятием «инвестор со значительными инвестициями» в рамках этого законопроекта понимают юридическое лицо, которое зарегистрировано в Украине и специально создано для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями. Это юридическое лицо является стороной специального инвестиционного договора, его хозяйственная деятельность направлена исключительно на реализацию инвестиционного проекта со значительными инвестициями и выполнение специального инвестиционного договора. То есть, стать инвестором со значительными инвестициями физическое лицо не может.

«Инвестиционный договор» — это договор, заключённый между государством в лице Кабинета Министров Украины, инвестором, заявителем и органом местного самоуправления (если он предоставляет государственную поддержку и (или) земельные участки для такого инвестиционного проекта). Этот документ определяет порядок и условия реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями.

Для таких проектов законодательством вводятся новые понятия:

  • «инвестиционный проект со значительными инвестициями» — инвестиционный проект, предусматривающий инвестиции на сумму, эквивалентную 30 миллионам евро (рассчитывается в соответствии со статьей 5 настоящего законопроекта) и отвечает другим требованиям и критериям, определенным этим законопроектом.
  • «заявитель» — юридическое лицо, зарегистрированное в Украине или в иностранном государстве, или несколько таких юридических лиц.

Если законопроект примут, мы будем иметь 2 определения понятия «инвестиции» в законодательстве:

  1. В рамках законопроекта № 3760 (о значительных инвестициях) под понятием «инвестиции» будут понимать затраты инвестора в процессе реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями (приобретение, создание, воспроизводство основных средств, отдельные другие расходы инвестора и т.д.). Требования и критерии для включения расходов в состав инвестиций будут устанавливать этот законопроект и нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, которые будут приняты на его выполнение.
  2. Понятие «инвестиция», определено ст.1 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности», — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) и / или достигается социальный и экологический эффект.

Новый законопроект генерирует и ряд других вопросов. Например, как рассчитывается сумма более 30 миллионов евро? Ответ дает п.4 ст.5 этого нормативно-правового акта: объем инвестиций будет рассчитываться по курсу, установленному Национальным банком Украины на дату фактического осуществления инвестиции.

Кроме того, законопроект устанавливает исчерпывающий перечень форм государственной поддержки, которые будут предоставляться инвестиционным проектам со значительными инвестициями, в том числе:

  • Освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством (суммы налогов и сборов не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении инвестора)
  • Освобождение от налогообложения ввозной пошлиной нового оборудования (оборудование). Такое оборудование должно ввозиться исключительно для реализации такого инвестиционного проекта и на условиях специального инвестиционного договора (суммы ввозной пошлины, которые не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении инвестора со значительными инвестициями)
  • Обеспечение преимущественного права пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для реализации инвестиционного проекта. Земельный участок государственной или коммунальной собственности предоставляется в пользование (аренду) для реализации инвестиционного проекта, плата за землю осуществляется по специальному инвестиционному договору. Также предоставляется преимущественное право приобретения инвестором в собственность этого участка — по истечении срока инвестиционного договора (кроме случаев его досрочного прекращения) и если такое право предусмотрено настоящим договором
  • Обеспечение строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов смежной инфраструктуры (автомобильных дорог, линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций и т.п.), необходимых для реализации инвестиционного проекта — за счет средств государственного, местных бюджетов и других источников, не запрещенных законом

Законопроектом (в том числе, в ст. 4) предусмотрен четкий объем государственной поддержки:

  • Общий объем государственной поддержки инвестиционного проекта со значительными инвестициями не должен превышать 30 процентов от планового объема инвестиций по проекту. Этот объем устанавливается в специальном инвестиционном договоре.
  • Сведения об инвестиционных проектах со значительными инвестициями с государственной поддержкой вносятся в реестр инвестиционных проектов со значительными инвестициями. Реестр ведет уполномоченный орган. Перечень сведений, вносимых в реестр, и порядок его ведения определяется Кабинетом Министров Украины.

Процедура подачи заявки

Заявитель, который намерен реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями и получить государственную поддержку, готовит и подает в уполномоченный орган:

  • Заявку
  • Документы, которые подтверждают соответствие заявителя требованиям законопроекта
  • Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта со значительными инвестициями
  • Проект специального инвестиционного договора

С понятием «Заявитель» может возникнуть путаница. С одной стороны, есть акцент на том, что «заявитель» — это юридическое лицо, зарегистрированное в Украине или в иностранном государстве. С другой стороны, понятие «инвестор со значительными инвестициями» трактует такого инвестора как юридическое лицо, которое зарегистрировано в Украине и специально создано для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями.

То есть: для получения статуса инвестора со значительными инвестициями и реализации такого инвестиционного проекта необходимо иметь юридическое лицо, зарегистрированное в Украине.

Требования насчет инвестиционного проекта

  • Проект должен реализовываться на территории Украины в сферах перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, логистики, обращения с бытовыми отходами, туризма, здравоохранения, образования, спорта
  • Проект должен предусматривать строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт инфраструктурных, туристических, производственных объектов, объектов здравоохранения, образования, обращения с бытовыми отходами, объектов спортивной инфраструктуры, приобретение необходимого оборудования
  • В течение срока реализации проекта в каждом календарном году должны быть созданы не менее 150 новых рабочих мест. Средняя заработная плата работников должна превышать не менее чем на 15% размер средней заработной платы в соответствующей сфере в регионе, в котором реализуется проект, за предыдущий календарный год
  • Срок реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями не должен превышать пять лет

Юридические лица, которые не могут быть заявителями

  • Государственные хозяйственные объединения, государственные холдинговые компании, другие государственные хозяйственные организации, государственное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 процентов акций (долей) принадлежит государству или другому хозяйственному обществу, в уставном капитале которого более 50 процентов акций (долей) принадлежит государству
  • Коммунальные унитарные предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежат территориальной общине
  • Неприбыльные предприятия, учреждения и организации
  • Юридические лица, информацию о конечных бенефициарных владельцев которых не раскрыто — в нарушение требований Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований»
  • Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, или юридические лица, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) находятся прямо или косвенно во владении юридических лиц, зарегистрированных в оффшорах
  • Юридические лица, прямыми или опосредованными владельцами 10 и более процентов акций (долей) которых и / или конечными бенефициарными владельцами которых являются резиденты страны, признанной Верховным Советом Украины государством-агрессором, или государство, признанное Верховной Радой Украины государством-агрессором
  • Юридические лица, зарегистрированные в государстве, признанной Верховным Советом Украины государством-агрессором
  • Юридические лица, зарегистрированные в государствах, в которых рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяются в недостаточной степени, а также юридические лица, в уставном капитале которых 50 и более процентов акций (долей) прямо или косвенно находятся во владении таких юридических лиц
  • Юридические лица, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с законодательством Украины или международного права, а также связанные с ними лица
  • Юридические лица, в отношении которых открыто производство по делам о банкротстве или которые признаны банкротами
  • Юридические лица, находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации
  • Юридические лица, которые на дату подачи заявки имеют задолженность по уплате общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей

Если вы намерены реализовать в Украине инвестиционный проект, команда Smarsolutions Law Group готова оказать квалифицированную помощь в юридических и бухгалтерских аспектах реализации такого проекта и полностью сопровождать проект в течение его жизненного цикла.

Следите за прохождением, состоянием и изменениями, связанными с этим законопроектом, вместе с нами — мы будем держать вас в курсе!

Решение
Инвестиционные проекты
Последние публикации
DIYA CITY, First steps DIYA CITY, First steps
На сегодняшний день в средствах массовой информации и в юридических кругах массово обсуждается приня
16-12-2021
Юридическое сопровождение покупки недвижимости Юридическое сопровождение покупки недвижимости
Любое приобретение недвижимости – это сложное соглашение, к подписанию которого необходимо подойти с
15-12-2021
Закон о КИК – угроза стартапам или путь к развитию? Закон о КИК – угроза стартапам или путь к развитию?
Если вы до сих пор не следили за Законом № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о
30-11-2021
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone