28 апреля 2023 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах» (далее – Закон), кроме отдельных норм, вступающих в силу 30 июня 2023 года и 1 января 2024 соответственно.
В Законе внедряются два международных стандарта:
1) Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки информации о финансовых счетах (Common Standard on Reporting and Due Diligence for Financial Account Information (CRS)) – это международный стандарт, который требует от стран, его имплементирующих, осуществлять сбор информации о финансовых счетах в финансовых учреждениях и ежегодно обмениваться такой информацией с юрисдикциями – партнерами по обмену в автоматическом порядке. Согласно Общему стандарту отчетности CRS финансовые учреждения страны-участницы обязаны осуществлять надлежащую комплексную проверку (due diligence) финансовых счетов и среди владельцев счетов, а в определенных случаях и среди их контролирующих лиц, выявлять лиц, являющихся налоговыми резидентами других юрисдикций. по обмену информацией. Информация о таких счетах представляется финансовыми учреждениями в налоговую администрацию страны-участницы. Указанная налоговая администрация в дальнейшем посылает сведения о финансовых счетах юрисдикциям, резидентами которых являются владельцы и контролирующие лица владельцев финансовых счетов;
2) Стандарт по обмену информацией по запросу (Exchange of Information on Request (EOIR) – устанавливает единые условия, по которым юрисдикции посылают друг другу запросы о предоставлении определенной информации и обмениваются ею на основании налоговых конвенций.
Простыми словами, Закон предусматривает обязанность финансовых учреждений (в том числе банков) раз в год предоставлять всю имеющуюся у них информацию о своих клиентах-нерезидентах Государственной налоговой службе, которая в дальнейшем в автоматическом режиме будет передавать ее налоговым органам тех стран, где введен стандарт.
Далее подробно объясняем ключевые моменты основных положений Закона.
- Кто является финансовым агентом?
Финансовым агентом является любое лицо (кроме физического лица), которое соответствует определению подотчетного финансового учреждения согласно Многостороннему соглашению CRS и Общему стандарту отчетности CRS, и которое обязано применять меры надлежащей комплексной проверки к финансовым счетам, представлять отчет о подотчетных счетах. контролирующего органа, нести ответственность за нарушение этих обязанностей.
*Организация определяет свой статус для CRS (а именно, является ли она подотчетным финансовым учреждением) самостоятельно. Этот статус не зависит от того, является ли лицо финансовым учреждением (имеющим лицензию) в соответствии с законодательством Украины в сфере регулирования финансовых услуг.
Финансовым учреждением может быть депозитарное учреждение (банки, кредитные союзы и т.п.), кастодиальное учреждение (депозитарные учреждения, осуществляющие депозитарную деятельность, инфекционные фирмы), инвестиционная компания, определенная страховая компания.
- Какие финансовые счета являются объектами надлежащей комплексной проверки?
Финансовым счетом является счет, открытый финансовым агентом, или договор, заключенный финансовым агентом. К числу финансовых счетов относятся депозитные счета, кастодиальные счета, доля в капитале, договоры страхования с выкупной суммой и договоры аннуитета. Проверке подлежат как существующие счета, так и новые, которые будут открываться в будущем.
При этом к финансовым счетам не относятся так называемые исключенные счета, перечень которых приведен в CRS (например, накопительный/пенсионный счет или договор страхования жизни).
Кроме того, в отношении существующих счетов юридических лиц определено, что проверке подлежат только финансовые счета, стоимость которых превышает 250 000$. По физическим лицам подобные ограничения не установлены.
*во время имплементации Стандарта Украина применяет более «широкий подход», предусматривающий, что проверяются все финансовые счета.
в отношении лиц, являющихся налоговыми резидентами Украины, подотчетное финансовое учреждение обязано получить от владельца счета письменное подтверждение о том, что у лица нет статуса налогового резидента никакой другой юрисдикции, кроме Украины.
- Счета каких лиц подлежат проверке?
Автоматический обмен информацией о финансовых счетах осуществляется по резидентству клиента. Для целей CRS существует два вида клиентов:
- физическое лицо – обязательно проверяется его налоговое резидентство;
- организации (не путать с юридическим лицом, потому что термин «организация» шире и включает любые правовые образования):
- финансовая – такой счет не подлежит проверке по правилам CRS,
- нефинансовое (юридическое лицо, партнерство, траст или другие правовые образования) – кроме резидентства самой организации дополнительно устанавливается налоговый статус конечных бенефициарных собственников (контролирующих лиц) организации.
-
Какая информация подлежит обмену ?
- имя, адрес, ИНН, место рождения каждого подотчетного лица;
- номер счета;
- наименование и идентификационный номер денежного учреждения;
- остатки на счете;
- для кастодиального счета: общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода; общая сумма поступлений от продаж или выкупа финансовых активов;
- для депозитного счета: общая сумма процентов уплаченных или зачисленных на счет;
- в случае любого счета – общая сумма, зачисленная на счет.
-
Які документи вимагатиме фінансова установа від власника рахунку?
- документы самостоятельной оценки CRS относительно владельца счета, а в случаях, определенных Стандартом, и относительно контролирующих лиц (образцы документов самостоятельной оценки можно просмотреть по ссылке https://tax.gov.ua/baneryi/crs/zrazki-form-dokumentiv-samostiynoi-otsinki);
- документы самостоятельной оценки статуса налогового резидентства в отношении себя и/или в отношении контролирующих лиц в соответствии с требованиями Общего стандарта отчетности CRS для установления государства, резидентом которого является владелец счета и/или контролирующее лицо;
- другую информацию и/или документы, необходимые финансовому агенту для принятия мер надлежащей комплексной проверки финансовых счетов, установление их подотчетности и составление отчетности по подотчетным счетам.
Невыполнение обязательства по предоставлению указанной информации или предоставление недостоверной информации является основанием для отказа финансового агента в установлении деловых отношений, отказа в предоставлении финансовых услуг или для отказа в дальнейшем предоставлении услуг, в том числе для расторжения договорных отношений с владельцем счета.
- Как происходит обмен информацией о подотчетных счетах?
Финансовые агенты обязаны каждый год, до 1 июля, подавать в контролирующий орган отчет обо всех подотчетных счетах за предыдущий календарный год. Такие отчеты подлежат камеральной проверке.
Первый отчетный период начнется 1 июля 2023 и завершится 31 декабря 2023 года. В 2024 году Министерство финансов должно установить предельный срок предоставления отчета о подотчетных счетах за первый отчетный период, но не ранее 01.07.2024 года.
Далее контролирующий орган осуществляет передачу соответствующих сведений, полученных от финансовых агентов, в компетентный орган иностранной юрисдикции ежегодно до 30 сентября. При этом запрещается предоставление такой информации правоохранительным или другим государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам (в том числе тем, о которых предоставлена информация в отчете о подотчетных счетах).
- Какая ответственность установлена для владельца счета ?
Преднамеренное предоставление владельцем счета документов самостоятельной оценки CRS относительно себя и относительно его контролирующих лиц с недостоверными сведениями, что привело к неустановке подотчетности счета – 100 размеров минимальной заработной платы.
Важно! Штраф не применяется к нарушениям, совершенным до 31.12.2024 года включительно, а за нарушения, совершенные в период с 1 января по 31 декабря 2025 года, применяются в половине размера соответствующего штрафа.
Таким образом, обязанность выполнения требований CRS в основном возложена на финансовые учреждения. Что же касается лиц-резидентов Украины, то для них существенна лишь необходимость представления по запросу финансового учреждения документов относительно самостоятельной оценки. Кроме этого, необходимо помнить, что обмен информацией является двусторонним: налоговые органы Украины также будут получать информацию обо всех банковских счетах, которые граждане Украины или юридические лица – резиденты имеют заграницей, что влечет проведение дополнительных проверок на выявление сомнительных банковских счетов и операций.
Smartsolutions следит за нововведениями по этому вопросу и будет информировать вас о них. В случае возникновения вопросов или необходимости предоставления консультации, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам.