...

28 апреля 2023 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об имплементации международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах» (далее – Закон), кроме отдельных норм, вступающих в силу 30 июня 2023 года и 1 января 2024 соответственно.

 

В Законе внедряются два международных стандарта:

1) Общий стандарт отчетности и надлежащей проверки информации о финансовых счетах (Common Standard on Reporting and Due Diligence for Financial Account Information (CRS)) – это международный стандарт, который требует от стран, его имплементирующих, осуществлять сбор информации о финансовых счетах в финансовых учреждениях и ежегодно обмениваться такой информацией с юрисдикциями – партнерами по обмену в автоматическом порядке. Согласно Общему стандарту отчетности CRS финансовые учреждения страны-участницы обязаны осуществлять надлежащую комплексную проверку (due diligence) финансовых счетов и среди владельцев счетов, а в определенных случаях и среди их контролирующих лиц, выявлять лиц, являющихся налоговыми резидентами других юрисдикций. по обмену информацией. Информация о таких счетах представляется финансовыми учреждениями в налоговую администрацию страны-участницы. Указанная налоговая администрация в дальнейшем посылает сведения о финансовых счетах юрисдикциям, резидентами которых являются владельцы и контролирующие лица владельцев финансовых счетов;

2) Стандарт по обмену информацией по запросу (Exchange of Information on Request (EOIR)  – устанавливает единые условия, по которым юрисдикции посылают друг другу запросы о предоставлении определенной информации и обмениваются ею на основании налоговых конвенций.

Простыми словами, Закон предусматривает обязанность финансовых учреждений (в том числе банков) раз в год предоставлять всю имеющуюся у них информацию о своих клиентах-нерезидентах Государственной налоговой службе, которая в дальнейшем в автоматическом режиме будет передавать ее налоговым органам тех стран, где введен стандарт.

 

Далее подробно объясняем ключевые моменты основных положений Закона.

 

  • Кто является финансовым агентом?

Финансовым агентом является любое лицо (кроме физического лица), которое соответствует определению подотчетного финансового учреждения согласно Многостороннему соглашению CRS и Общему стандарту отчетности CRS, и которое обязано применять меры надлежащей комплексной проверки к финансовым счетам, представлять отчет о подотчетных счетах. контролирующего органа, нести ответственность за нарушение этих обязанностей.

*Организация определяет свой статус для CRS (а именно, является ли она подотчетным финансовым учреждением) самостоятельно. Этот статус не зависит от того, является ли лицо финансовым учреждением (имеющим лицензию) в соответствии с законодательством Украины в сфере регулирования финансовых услуг.

Финансовым учреждением может быть депозитарное учреждение (банки, кредитные союзы и т.п.), кастодиальное учреждение (депозитарные учреждения, осуществляющие депозитарную деятельность, инфекционные фирмы), инвестиционная компания, определенная страховая компания.

 

  • Какие финансовые счета являются объектами надлежащей комплексной проверки?

Финансовым счетом является счет, открытый финансовым агентом, или договор, заключенный финансовым агентом. К числу финансовых счетов относятся депозитные счета, кастодиальные счета, доля в капитале, договоры страхования с выкупной суммой и договоры аннуитета. Проверке подлежат как существующие счета, так и новые, которые будут открываться в будущем.

При этом к финансовым счетам не относятся так называемые исключенные счета, перечень которых приведен в CRS (например, накопительный/пенсионный счет или договор страхования жизни).

Кроме того, в отношении существующих счетов юридических лиц определено, что проверке подлежат только финансовые счета, стоимость которых превышает 250 000$. По физическим лицам подобные ограничения не установлены.

*во время имплементации Стандарта Украина применяет более «широкий подход», предусматривающий, что проверяются все финансовые счета.

в отношении лиц, являющихся налоговыми резидентами Украины, подотчетное финансовое учреждение обязано получить от владельца счета письменное подтверждение о том, что у лица нет статуса налогового резидента никакой другой юрисдикции, кроме Украины.

 

  • Счета каких лиц подлежат проверке?

Автоматический обмен информацией о финансовых счетах осуществляется по резидентству клиента. Для целей CRS существует два вида клиентов:

  • физическое лицо – обязательно проверяется его налоговое резидентство;
  • организации (не путать с юридическим лицом, потому что термин «организация» шире и включает любые правовые образования):
  • финансовая – такой счет не подлежит проверке по правилам CRS,
  • нефинансовое (юридическое лицо, партнерство, траст или другие правовые образования) – кроме резидентства самой организации дополнительно устанавливается налоговый статус конечных бенефициарных собственников (контролирующих лиц) организации.

 

  • Какая информация подлежит обмену ?

  • имя, адрес, ИНН, место рождения каждого подотчетного лица;
  • номер счета;
  • наименование и идентификационный номер денежного учреждения;
  • остатки на счете;
  • для кастодиального счета: общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода; общая сумма поступлений от продаж или выкупа финансовых активов;
  • для депозитного счета: общая сумма процентов уплаченных или зачисленных на счет;
  • в случае любого счета – общая сумма, зачисленная на счет.
  • Які документи вимагатиме фінансова установа від власника рахунку?

  • документы самостоятельной оценки CRS относительно владельца счета, а в случаях, определенных Стандартом, и относительно контролирующих лиц (образцы документов самостоятельной оценки можно просмотреть по ссылке https://tax.gov.ua/baneryi/crs/zrazki-form-dokumentiv-samostiynoi-otsinki);
  • документы самостоятельной оценки статуса налогового резидентства в отношении себя и/или в отношении контролирующих лиц в соответствии с требованиями Общего стандарта отчетности CRS для установления государства, резидентом которого является владелец счета и/или контролирующее лицо;
  • другую информацию и/или документы, необходимые финансовому агенту для принятия мер надлежащей комплексной проверки финансовых счетов, установление их подотчетности и составление отчетности по подотчетным счетам.

Невыполнение обязательства по предоставлению указанной информации или предоставление недостоверной информации является основанием для отказа финансового агента в установлении деловых отношений, отказа в предоставлении финансовых услуг или для отказа в дальнейшем предоставлении услуг, в том числе для расторжения договорных отношений с владельцем счета.

 

  • Как происходит обмен информацией о подотчетных счетах?

Финансовые агенты обязаны каждый год, до 1 июля, подавать в контролирующий орган отчет обо всех подотчетных счетах за предыдущий календарный год. Такие отчеты подлежат камеральной проверке.

Первый отчетный период начнется 1 июля 2023 и завершится 31 декабря 2023 года. В 2024 году Министерство финансов должно установить предельный срок предоставления отчета о подотчетных счетах за первый отчетный период, но не ранее 01.07.2024 года.

Далее контролирующий орган осуществляет передачу соответствующих сведений, полученных от финансовых агентов, в компетентный орган иностранной юрисдикции ежегодно до 30 сентября. При этом запрещается предоставление такой информации правоохранительным или другим государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам (в том числе тем, о которых предоставлена информация в отчете о подотчетных счетах).

 

  • Какая ответственность установлена для владельца счета ?

Преднамеренное предоставление владельцем счета документов самостоятельной оценки CRS относительно себя и относительно его контролирующих лиц с недостоверными сведениями, что привело к неустановке подотчетности счета – 100 размеров минимальной заработной платы.

Важно! Штраф не применяется к нарушениям, совершенным до 31.12.2024 года включительно, а за нарушения, совершенные в период с 1 января по 31 декабря 2025 года, применяются в половине размера соответствующего штрафа.

 

Таким образом, обязанность выполнения требований CRS в основном возложена на финансовые учреждения. Что же касается лиц-резидентов Украины, то для них существенна лишь необходимость представления по запросу финансового учреждения документов относительно самостоятельной оценки. Кроме этого, необходимо помнить, что обмен информацией является двусторонним: налоговые органы Украины также будут получать информацию обо всех банковских счетах, которые граждане Украины или юридические лица – резиденты имеют заграницей, что влечет проведение дополнительных проверок на выявление сомнительных банковских счетов и операций

 

Smartsolutions следит за нововведениями по этому вопросу и будет информировать вас о них. В случае возникновения вопросов или необходимости предоставления консультации, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам.

Контактное лицо
Анна Савченко
Анна Савченко
Партнер, адвокат, LL.M
Узнать больше
Решение
Налогообложение и налоговые споры
Налогообложения и налоговые споры для частных лиц
Последние публикации
Признание отношений с физическим лицом-предпринимателем трудовыми: судебная практика Признание отношений с физическим лицом-предпринимателем трудовыми: судебная практика
Судебная практика уже наработала ряд критериев, по которым отношения можно считать трудовыми или гра
29-11-2023
Регистрация и особенности пользования электронным судом для юридических лиц Регистрация и особенности пользования электронным судом для юридических лиц
Адвокат Николай Крупка рассмотрел новинки в процессуальные кодексы и какие последствия это может име
8-11-2023
Возмещение убытков, нанесенных бизнесу войной: перспективы международного компенсационного механизма Возмещение убытков, нанесенных бизнесу войной: перспективы международного компенсационного механизма
Тему возмещения убытков для бизнеса, нанесенных войной, продолжает рассматривать адвокатесса Smartso
6-11-2023
facebooklinkedinTelegramWhatsAppmailphone