Пока вопрос о принятии нового Трудового кодекса никак не перейдет в завершающую фазу, законодатель не забывает вносить в Кодекс законов о труде Украины изменения, по которым действующий кодекс больше соответствует современным реалиям.

Предметом изменений, которые будут рассматриваться в данной статье, является внедрение так называемых электронных трудовых книжек.

Данный термин является условным, поскольку электронные трудовые книжки это просто цифровой аналог бумажных трудовых книжек. В электронной трудовой книжке будет отображаться вся информация о стаже, которая есть в бумажной книжке.

Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме” от 05.02.2021г. за № 1217 статья 48 Кодекса законов о труде Украины изложена в новой редакции. Этот закон вступил в силу 10.06.2021г.

Но это не значит, что замена привычных нам бумажных трудовых книжек на электронные произойдет в ближайшее время или что бумажные трудовые книжки будут выброшены за ненадобностью.

Как выглядит новая редакция указанной статьи сегодня?

Статьей 48 КЗоТ Украины предусмотрено, что учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Государственный реестр) в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

По требованию работника, впервые принимаемого на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после принятия на работу.

Владелец или уполномоченный им орган по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрения и награды за успехи в работе.

Порядок ведения трудовых книжек по-прежнему определяется Кабинетом Министров Украины.

Следовательно, сведения о трудовой деятельности будут вноситься как застрахованным лицом (работником), так и работодателем через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных (оцифрованных) копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книги, справок и т.п.) с обязательным наложением страхователем или застрахованным лицом квалифицированной электронной подписи.

В электронной трудовой книжке будет отображаться вся имеющаяся информация о стаже, записях о приеме на работу, переводе и увольнении. Информация о поощрениях и наградах за успехи в работе, как и сведения о взыскании за нарушение трудовой дисциплины, к ней не записывается и это логично, поскольку эта информация никоим образом не влияет на размер пенсии.

Пенсионный фонд Украины в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона будет включать в Государственный реестр отсутствующие в нем сведения (не внесенные ранее по каким-либо причинам) о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом.

Несмотря на довольно продолжительный пятилетний срок, мы бы не советовали затягивать с передачей информации в Пенсионный фонд Украины.

Одним из главных аргументов в пользу внедрения электронных трудовых книг было их использование для назначения пенсии. Теперь электронная трудовая книжка позволит Пенсионному фонду Украины назначать лицу пенсию автоматически, без необходимости обращения такого лица.

Частью 2 статьи 44 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено, что назначение пенсии по возрасту осуществляется автоматически (без обращения лица) в случае приобретения застрахованным лицом права на назначение пенсии по возрасту при достижении пенсионного возраста на основании сведений, имеющихся в наличии системе персонифицированного учета, если до достижения пенсионного возраста, лицо не сообщило о желании получать пенсию с более позднего возраста.

Повышение пенсии в этом случае может быть 0,5% или 0,75% (в зависимости от того, насколько будет отсрочен выход на пенсию) за каждый полный месяц работы после достижения пенсионного возраста.

И по поводу бумажных трудовых книжек.

Введение электронных трудовых книжек не означает, что бумажные трудовые книжки не будут нужны или не будут вестись.

Разница состоит в том, что после «оцифровки» данных, оригинал бумажной трудовой передается на хранение работнику как официальный документ и в дальнейшем будет храниться у него. Если работник изъявит желание продолжить ее ведение, то работодатель по его требованию будет обязан параллельно с электронным учетом трудовой деятельности также записать в бумажную трудовую книжку записи о принятии на работу, переводе и увольнении.

И обращаем внимание, что теперь трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после принятия на работу, но именно по требованию работника, впервые принимающегося на работу, а не по собственной инициативе, как было раньше.

Несмотря на «необязательность» бумажной трудовой книжки, мы бы советовали ее не выбрасывать после получения, а хранить и требовать от руководства внесения в нее всех необходимых данных как альтернативный источник информации о вашем трудовом стаже, а в случае, если вы планируете устраиваться на работу впервые, требуйте оформления трудовой книжки в соответствии с законодательством.

Если говорить об изготовлении цифровых копий (сканирования) документов, рекомендуем тщательно проверить документы перед сканированием на предмет возможных ошибок в оформлении или просто описок.

Требования к сканированным документам:

  • сканированные копии производятся с оригиналов трудовой книжки и документов о стаже;
  • скан-копия должна быть цветной;
  • сканировать нужно все заполненные страницы трудовой книжки в хронологическом порядке (незаполненные страницы трудовой книжки (вкладыша) сканировать не нужно;
  • скан-копия должна быть четкой и читабельной;
  • отсканированные документы должны храниться в форматах JPG или PDF;
  • размер каждого файла не должен превышать 1 МБ;
  • названия файлов должны соответствовать виду отсканированного документа.

Команда Smartsolutions всегда готова предоставить консультацию и профессиональную правовую помощь как по оформлению необходимых документов, так и при разрешении споров с Пенсионным фондом Украины.

Контактное лицо
Николай Крупка
Николай Крупка
Адвокат
Узнать больше
Решение
Трудовые споры
Последние публикации
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ СУД МОЖЕТ ЛИШИТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ СУД МОЖЕТ ЛИШИТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
Основания лишения родительских прав матери или отца определены семейным кодексом Украины. Ключевая п
21-02-2022
Электронные трудовые книжки Электронные трудовые книжки
Пока вопрос о принятии нового Трудового кодекса никак не перейдет в завершающую фазу, законодатель н
27-10-2021
Налоговая амнистия: кратко о главном Налоговая амнистия: кратко о главном
15 июня 2021 года Верховная Рада приняла законопроект №5153 «Закон Украины о внесении изменений в На
16-08-2021
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone