Пока вопрос о принятии нового Трудового кодекса никак не перейдет в завершающую фазу, законодатель не забывает вносить в Кодекс законов о труде Украины изменения, по которым действующий кодекс больше соответствует современным реалиям.

Предметом изменений, которые будут рассматриваться в данной статье, является внедрение так называемых электронных трудовых книжек.

Данный термин является условным, поскольку электронные трудовые книжки это просто цифровой аналог бумажных трудовых книжек. В электронной трудовой книжке будет отображаться вся информация о стаже, которая есть в бумажной книжке.

Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме” от 05.02.2021г. за № 1217 статья 48 Кодекса законов о труде Украины изложена в новой редакции. Этот закон вступил в силу 10.06.2021г.

Но это не значит, что замена привычных нам бумажных трудовых книжек на электронные произойдет в ближайшее время или что бумажные трудовые книжки будут выброшены за ненадобностью.

Как выглядит новая редакция указанной статьи сегодня?

Статьей 48 КЗоТ Украины предусмотрено, что учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Государственный реестр) в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

По требованию работника, впервые принимаемого на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после принятия на работу.

Владелец или уполномоченный им орган по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, хранящуюся у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрения и награды за успехи в работе.

Порядок ведения трудовых книжек по-прежнему определяется Кабинетом Министров Украины.

Следовательно, сведения о трудовой деятельности будут вноситься как застрахованным лицом (работником), так и работодателем через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных (оцифрованных) копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книги, справок и т.п.) с обязательным наложением страхователем или застрахованным лицом квалифицированной электронной подписи.

В электронной трудовой книжке будет отображаться вся имеющаяся информация о стаже, записях о приеме на работу, переводе и увольнении. Информация о поощрениях и наградах за успехи в работе, как и сведения о взыскании за нарушение трудовой дисциплины, к ней не записывается и это логично, поскольку эта информация никоим образом не влияет на размер пенсии.

Пенсионный фонд Украины в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона будет включать в Государственный реестр отсутствующие в нем сведения (не внесенные ранее по каким-либо причинам) о трудовой деятельности работников на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом.

Несмотря на довольно продолжительный пятилетний срок, мы бы не советовали затягивать с передачей информации в Пенсионный фонд Украины.

Одним из главных аргументов в пользу внедрения электронных трудовых книг было их использование для назначения пенсии. Теперь электронная трудовая книжка позволит Пенсионному фонду Украины назначать лицу пенсию автоматически, без необходимости обращения такого лица.

Частью 2 статьи 44 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено, что назначение пенсии по возрасту осуществляется автоматически (без обращения лица) в случае приобретения застрахованным лицом права на назначение пенсии по возрасту при достижении пенсионного возраста на основании сведений, имеющихся в наличии системе персонифицированного учета, если до достижения пенсионного возраста, лицо не сообщило о желании получать пенсию с более позднего возраста.

Повышение пенсии в этом случае может быть 0,5% или 0,75% (в зависимости от того, насколько будет отсрочен выход на пенсию) за каждый полный месяц работы после достижения пенсионного возраста.

И по поводу бумажных трудовых книжек.

Введение электронных трудовых книжек не означает, что бумажные трудовые книжки не будут нужны или не будут вестись.

Разница состоит в том, что после «оцифровки» данных, оригинал бумажной трудовой передается на хранение работнику как официальный документ и в дальнейшем будет храниться у него. Если работник изъявит желание продолжить ее ведение, то работодатель по его требованию будет обязан параллельно с электронным учетом трудовой деятельности также записать в бумажную трудовую книжку записи о принятии на работу, переводе и увольнении.

И обращаем внимание, что теперь трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после принятия на работу, но именно по требованию работника, впервые принимающегося на работу, а не по собственной инициативе, как было раньше.

Несмотря на «необязательность» бумажной трудовой книжки, мы бы советовали ее не выбрасывать после получения, а хранить и требовать от руководства внесения в нее всех необходимых данных как альтернативный источник информации о вашем трудовом стаже, а в случае, если вы планируете устраиваться на работу впервые, требуйте оформления трудовой книжки в соответствии с законодательством.

Если говорить об изготовлении цифровых копий (сканирования) документов, рекомендуем тщательно проверить документы перед сканированием на предмет возможных ошибок в оформлении или просто описок.

Требования к сканированным документам:

  • сканированные копии производятся с оригиналов трудовой книжки и документов о стаже;
  • скан-копия должна быть цветной;
  • сканировать нужно все заполненные страницы трудовой книжки в хронологическом порядке (незаполненные страницы трудовой книжки (вкладыша) сканировать не нужно;
  • скан-копия должна быть четкой и читабельной;
  • отсканированные документы должны храниться в форматах JPG или PDF;
  • размер каждого файла не должен превышать 1 МБ;
  • названия файлов должны соответствовать виду отсканированного документа.

Команда Smartsolutions всегда готова предоставить консультацию и профессиональную правовую помощь как по оформлению необходимых документов, так и при разрешении споров с Пенсионным фондом Украины.

Контактное лицо
Николай Крупка
Николай Крупка
Адвокат
Узнать больше
Решение
Трудовые споры
Последние публикации
Защита активов в военное время: изъятие транспорта для военных нужд Защита активов в военное время: изъятие транспорта для военных нужд
После начала полномасштабного вторжения России в Украину Указом Президента Украины от 24.02.2022г. в
9-08-2022
Как получить налоговую скидку на обучение Как получить налоговую скидку на обучение
Немногие знают, что одним из основных источников дохода государственного бюджета Украины является на
29-07-2022
Временная защита на территории ЕС: возможность возвращения в Украину без потери статуса Временная защита на территории ЕС: возможность возвращения в Украину без потери статуса
По состоянию на 01 марта 2022 года около 650 000 тысяч наших граждан пересекли границу Европейского
29-06-2022
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone phone