BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения
Декларация о BEPS была принята на заседании Совета Министров в 2013 году по просьбе G20, а в июле 2013 стартовал план действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В плане предусмотрено 15 конкретных действий, необходимых для решения этого вопроса. Внедрение плана предусматривает 3 этапа, а окончание в декабре 2015 года.
1 – Подготовка мер по вопросам налогообложения компаний цифрового сектора
Цель Мероприятия 1 состоит в том, чтобы выявить основные трудности в применении текущих правил международного налогообложения к компаниям, ведущим деятельность в цифровом секторе, а также разработать подробные варианты решения данных проблем, учитывая общий глобальный подход и порядок прямого и косвенного налогообложения. План предусматривает анализ следующих вопросов:
- «цифровое» присутствие в стране без создания налогооблагаемого присутствия;
- отнесение стоимости, которая создается в результате передачи информации пользователям посредством продажи/оказания цифровых продуктов и услуг;
- квалификация и определение источника дохода в новых моделях ведения бизнеса;
- обеспечение налоговых сборов по НДС/налогу на торговую деятельность и оказание услуг в отношении деятельности международных компаний, работающих в цифровом секторе.
2 – Устранение различий в налогообложении гибридных инструментов
Мероприятие 2 предполагает разработку положений Модельной конвенции ОЭСР и рекомендаций по изменению положений национальных законодательств, чтобы устранить последствия (например, отсутствие налогообложения в обеих юрисдикциях и (или) вычет расходов) использования гибридных финансовых инструментов. Меры, предполагаемые в рамках Мероприятия 2, включают:
- изменения в Модельную конвенцию ОЭСР, чтобы ограничить использование льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения в ситуациях, приводящих к злоупотреблениям;
- разработку положений национальных законодательств, противодействующих полному освобождению на уровне получателя дохода, по которому выплачивающая сторона применяет налоговый вычет;
- положения национальных законодательств, которые бы ограничивали применение налогового вычета по платежам, не подлежащих налогообложению на уровне получателя дохода либо не подлежащих налогообложению в соответствии с правилами налогообложения контролируемых иностранных компаний (CFC) либо другими сопоставимыми правилами, и (или)
- учет в расходах для целей налогообложения платежей, по которым налоговый вычет также применяется в другой юрисдикции;
- разработку положений, регулирующих ситуацию, когда более чем одна страна претендует на использование мер, указанных выше, к какой-либо сделке или структуре.
3 – Усиление правил о «контролируемых иностранных компаниях»
Правила о “контролируемых иностранных компаниях” актуальны в рамках проекта BEPS, поскольку разработаны для противодействия выводу прибыли компаний-резидентов на уровень дочерних компаний, расположенных в низконалоговых юрисдикциях. В соответствии с Планом, помимо того, что данные правила предполагают налогообложение прибыли в стране резидентства конечной материнской компании, они также положительно влияют на налогообложение в стране источника дохода, поскольку ограничивают перевод прибыли в низконалоговую юрисдикцию.
Мероприятие 4 – Ограничение размывания налогооблагаемой базы путем использования вычета процентных расходов, а также расходов по другим инструментам финансирования
Мероприятие 4 включает анализ эффективности различных ограничений по вычету процентных расходов, а также разработку рекомендаций по содержанию положений, противодействующих размыванию налогооблагаемой базы. Также предполагается разработка правил трансфертного ценообразования в отношении сделок по предоставлению финансовых гарантий, гарантий исполнения сделки, деривативов, венчурного финансирования и договоров страхования.
5 – Усовершенствование мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями, в частности, порядка обмена информацией и требований к фактическому присутствию Это касается введения более эффективного обмена информацией, а также требований к фактическому присутствию для применения налоговых льгот.
6 – Меры, направленные против злоупотреблений, путем применения соглашений об избежании двойного налогообложения
В рамках данного мероприятия предполагается разработка положений Модельной конвенции ОЭСР и рекомендаций по изменению положений национальных законодательств для целей исключения злоупотребления положениями соглашений об избежании двойного налогообложения в определенных обстоятельствах.
7 – Меры против искусственного избежания статуса постоянного представительства
Определение термина “постоянное представительство” будет пересмотрено для того, чтобы исключить случаи злоупотреблений правилами «независимого агента”, а также структуры с участием комиссионеров и искусственным разделения деятельности для соответствия требованиям, позволяющим получать льготы, предусмотренные для подготовительных и вспомогательных видов деятельности.
Мероприятие 8 – Нематериальные активы
В рамках данного пункта плана планируется дополнить правила, регулирующие трансфертное ценообразование, положениями, противодействующими BEPS посредством передачи нематериальных активов внутри группы. В частности, планируется:
- разработка нового определения понятия «нематериальные активы»;
- обеспечение надлежащего распределения прибыли от передачи и использования нематериальных активов;
- разработка правил в отношении передачи нематериальных активов, по которым сложно произвести оценку;
- внесение поправок о порядке распределения затрат между взаимозависимыми лицами. Предполагаемым результатом данного пункта Плана являются внесение изменений в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию, а также в Модельную конвенцию ОЭСР.
9 – Риски и капитал
В рамках данного пункта планируется дополнить правила, регулирующие трансфертное ценообразование, мерами, противодействующими BEPS, в результате передачи чрезмерного объема рисков или распределения капитала внутри группы, особенно в отношении искусственного переноса прибыли в результате принятия договорных рисков либо предоставления капитала. Необходимо разработать меры, которые бы обеспечили соответствие полученного дохода и произведенной стоимости.
10 – Другие сделки с высоким уровнем риска
Планируется дополнить правила, регулирующие трансфертное ценообразование, положениями, противодействующими BEPS посредством совершения сделок с высоким уровнем риска между взаимосвязанными лицами, путем: уточнения порядка применения методов подтверждения рыночного уровня цен товаров и услуг для целей налогообложения, в частности метода распределения прибыли; ввести меры, противодействующие обычным способам размывания налогооблагаемой базы, таким как, выплата вознаграждения за оказание управленческих услуг, а также учет для целей налогообложения расходов головной организации.
11 – Разработка порядка сбора и анализа информации о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения
Предполагаемым результатом данного пункта плана являются рекомендации относительно типа информации и методологии для анализа информации.
12 – Разработка требований об обязательном раскрытии налогоплательщиками информации о сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования
Предполагается разработка рекомендаций относительно обязательного раскрытия информации об агрессивных либо неправомерных сделках, режимах или структурах, с учетом издержек для налоговых органов и бизнеса, а также опыта других стран в реализации данных мер.
Международные налоговые схемы являются пристальным объектом для изучения. В рамках данного этапа будет проанализировано понятие «налоговой выгоды», а также разработаны модельные соглашения об обмене информацией в отношении международных налоговых схем между налоговыми органами.
Предполагаемым итогом данного пункта плана являются рекомендации по изменению положений национальных законодательств.
13 – Пересмотр требований к подготовке документации по трансфертному ценообразованию
Налоговые органы часто испытывают трудности с пониманием полной цепочки создания стоимости, что приводит к трудностям в применении принципа “вытянутой руки” и увеличивает возможности для злоупотреблений в рамках BEPS.
14 – Усовершенствование механизмов разрешения споров
В рамках данного пункта плана предполагается разработка механизма разрешения проблем, связанных с применением соглашений, в частности, таких как отсутствие положений об арбитражном разрешении споров, а также возможность отказа в доступе к данной процедуре и арбитражном разбирательстве.
15 – Разработка многостороннего инструмента для внесения изменений в двусторонние соглашения
Мероприятие, направленное на скорейшую реализацию вышеуказанных пунктов Плана. Любые изменения в Модельную конвенцию ОЭСР не будут иметь прямого влияния на двусторонние соглашения, и изменение данных соглашений потребует много времени. Таким образом, предполагается разработка многостороннего соглашения для внесения изменений в двусторонние соглашения для обеспечения инновационного подхода в вопросах международного налогообложения.
Что ж можно сказать, что борьба с «агрессивным налоговым планированием» это не пустой звук и она находит подтверждение в принятии конкретных решений с пошаговым введением их в действие. Это видно на примере внесения изменений в Директиву ЕС о материнских и дочерних компаниях, принятия Украиной законодательства о трансфертном ценообразовании, принятия в РФ закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний, доходов иностранных организаций и т.п.