Что может измениться для украинского бизнеса с принятием новых антиоффшорных законов

28.04.2016 Президент Украины Порошенко П.А. подписал указ о мероприятиях касательно противодействию уменьшения налоговой базы и перемещению прибыли за рубеж № 180/2016.

Это закономерное действие после, так называемого, «панамского скандала», который взбудоражил весь мир и повлиял на введение антиоффшорных мер во многих юрисдикциях, а также логичное движение в сторону присоединения к европейским нововведениям по борьбе с агрессивным налоговым планированием.

Данным Указом Президента создается рабочая группа во главе с Южаниной Н.П., по подготовке до 10 июня 2016, законопроектов по противодействию размыванию налоговой базы и выводу средств за рубеж.

Среди необходимых мер перечислены следующие:

  • совершенствование процедур по контролю над трансфертным ценообразованием;
  • внедрение правил касательно контролируемых компаний;
  • либерализация валютного законодательства;
  • присоединение Украины к международным инициативам Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) касательно автоматического обмена налоговой информацией.

Последние годы на мировом арене все чаще и чаще «на повестке дня» звучит вопрос о деоффшоризации. Усилия, которые направлены на борьбу с негативными последствиями использования агрессивных методов налогового планирования, принимаются на различных уровнях: мировом – по средствам деятельности международных организаций, двустороннем – путем подписания международных соглашений, национальном – внутри каждой отдельной страны, путем введения новых законодательных норм.

Тенденция такова, множество стран с целью борьбы с теневым бизнесом и улучшения международного имиджа, постепенно, шаг за шагом, принимают, так называемые, «антиоффшорные меры», а именно ужесточают национальное законодательство, открывая реестры конечных бенефициаров, принимают законы о контролируемых иностранных компаниях, накладывают ограничения на операции с оффшорными компаниями или вводят дополнительный контроль за валютным операциям. В комплексе, такие меры значительно отражаются как на экономике оншорных, так и оффшорных стран.

Чем же грозит веяние деоффшоризации украинскому бизнесу?

Одним из шагов Украины по деоффшоризации было введение реестра бенефициаров. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14.10.2014 г. № 1701-VII. обязал юридические лица раскрывать своих конечных выгодополучателей. Таким образом, можно сказать, что данным законом в Украине, одной из первых стран, был создан открытый реестр бенефициаров. Кроме того, на законодательном уровне, было закреплено понятие бенефициара, что также является существенным моментом в совершенствовании законодательства.

На сегодняшний день, бенефициар иностранной компании – налоговый резидент Украины не имеет каких-либо налоговых обязательств в Украине до момента получения прибыли от иностранной компании. После получения прибыли бенефициар обязан указать такие доходы в налоговой декларации и заплатить соответствующий налог.

С принятием же законодательства об иностранных контролируемых компаниях (далее – КИК), которое уже существует во многих странах начиная с 1962 года, ситуация кардинально изменится.

Суть законодательства о контролируемых иностранных компаниях сводится к тому, что наличие компании в одной юрисдикции, которая контролируется (на основании владения корпоративными правами или иным способом) физическим или юридическим лицом из другой юрисдикции, приводит к тому, что прибыль, полученная данной компанией, может подлежать налогообложению в стране нахождения контролирующего лица. Данная мера позволяет избегать выведения средств в оффшорные либо низконалоговые юрисдикции с целью размывания налоговой базы.

ОЭСР в 2015 году была разработана подробная инструкция по внедрению эффективных правил о контролируемых иностранных компаниях, путем разработки эффективного законодательства по предотвращению вывода средств за рубеж либо путем внесения изменений уже в существующее законодательство.

Предложенные ОЭСР рекомендации структурированы в шесть блоков:

  1. Признание иностранной компании контролируемой. Определяется основание, для признания компании контролируемой, например, наличие необходимой доли в уставном капитале либо право на получение прибыли, либо возможность влиять на деятельность компании.
  2. Исключение из правил КИК. Существующие правила о КИК предполагают некоторые исключения, например, по налоговой ставке. Если ставка налога юрисдикции иностранной компании соответствует ставке налога юрисдикции контролера, правила КИК не будут применяться.
  3. Определение дохода. Некоторые страны облагают налогом любой доход, полученный КИК, некоторые, лишь определенный тип дохода.
  4. Вычисление прибыли. Существуют различные подходы к калькуляции прибыли контролируемой компании.
  5. Распределение прибыли. После вычисления прибыли, следующий шаг определение как прибыль должна быть распределена определенному владельцу в КИК.
  6. Избежание двойного налогообложения. Рекомендация по избежанию двойного налогообложения при применении законодательства о КИК.

Каким путем пойдет украинский законодатель, пока рано говорить, но уже понятно, что бизнесу в Украине необходимо в ближайшее время пересмотреть схему своей работы и готовиться к внедрению изменений в соответствии с новыми требованиями законодательства.

Что касается присоединения Украины к международным инициативам ОЕСР касательно автоматического обмена налоговой информацией, эту тему мы подробно освещали в нашей заметке «Завершения эры банковской тайны»

Решение
Корпоративное право
Создание и структурирование бизнеса
Последние публикации
DIYA CITY, First steps DIYA CITY, First steps
На сегодняшний день в средствах массовой информации и в юридических кругах массово обсуждается приня
16-12-2021
Юридическое сопровождение покупки недвижимости Юридическое сопровождение покупки недвижимости
Любое приобретение недвижимости – это сложное соглашение, к подписанию которого необходимо подойти с
15-12-2021
Закон о КИК – угроза стартапам или путь к развитию? Закон о КИК – угроза стартапам или путь к развитию?
Если вы до сих пор не следили за Законом № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о
30-11-2021
facebook linkedin Viber Telegram WhatsApp mail phone