Что может измениться для украинского бизнеса с принятием новых антиоффшорных законов
28.04.2016 Президент Украины Порошенко П.А. подписал указ о мероприятиях касательно противодействию уменьшения налоговой базы и перемещению прибыли за рубеж № 180/2016.
Это закономерное действие после, так называемого, «панамского скандала», который взбудоражил весь мир и повлиял на введение антиоффшорных мер во многих юрисдикциях, а также логичное движение в сторону присоединения к европейским нововведениям по борьбе с агрессивным налоговым планированием.
Данным Указом Президента создается рабочая группа во главе с Южаниной Н.П., по подготовке до 10 июня 2016, законопроектов по противодействию размыванию налоговой базы и выводу средств за рубеж.
Среди необходимых мер перечислены следующие:
- совершенствование процедур по контролю над трансфертным ценообразованием;
- внедрение правил касательно контролируемых компаний;
- либерализация валютного законодательства;
- присоединение Украины к международным инициативам Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) касательно автоматического обмена налоговой информацией.
Последние годы на мировом арене все чаще и чаще «на повестке дня» звучит вопрос о деоффшоризации. Усилия, которые направлены на борьбу с негативными последствиями использования агрессивных методов налогового планирования, принимаются на различных уровнях: мировом – по средствам деятельности международных организаций, двустороннем – путем подписания международных соглашений, национальном – внутри каждой отдельной страны, путем введения новых законодательных норм.
Тенденция такова, множество стран с целью борьбы с теневым бизнесом и улучшения международного имиджа, постепенно, шаг за шагом, принимают, так называемые, «антиоффшорные меры», а именно ужесточают национальное законодательство, открывая реестры конечных бенефициаров, принимают законы о контролируемых иностранных компаниях, накладывают ограничения на операции с оффшорными компаниями или вводят дополнительный контроль за валютным операциям. В комплексе, такие меры значительно отражаются как на экономике оншорных, так и оффшорных стран.
Чем же грозит веяние деоффшоризации украинскому бизнесу?
Одним из шагов Украины по деоффшоризации было введение реестра бенефициаров. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14.10.2014 г. № 1701-VII. обязал юридические лица раскрывать своих конечных выгодополучателей. Таким образом, можно сказать, что данным законом в Украине, одной из первых стран, был создан открытый реестр бенефициаров. Кроме того, на законодательном уровне, было закреплено понятие бенефициара, что также является существенным моментом в совершенствовании законодательства.
На сегодняшний день, бенефициар иностранной компании – налоговый резидент Украины не имеет каких-либо налоговых обязательств в Украине до момента получения прибыли от иностранной компании. После получения прибыли бенефициар обязан указать такие доходы в налоговой декларации и заплатить соответствующий налог.
С принятием же законодательства об иностранных контролируемых компаниях (далее – КИК), которое уже существует во многих странах начиная с 1962 года, ситуация кардинально изменится.
Суть законодательства о контролируемых иностранных компаниях сводится к тому, что наличие компании в одной юрисдикции, которая контролируется (на основании владения корпоративными правами или иным способом) физическим или юридическим лицом из другой юрисдикции, приводит к тому, что прибыль, полученная данной компанией, может подлежать налогообложению в стране нахождения контролирующего лица. Данная мера позволяет избегать выведения средств в оффшорные либо низконалоговые юрисдикции с целью размывания налоговой базы.
ОЭСР в 2015 году была разработана подробная инструкция по внедрению эффективных правил о контролируемых иностранных компаниях, путем разработки эффективного законодательства по предотвращению вывода средств за рубеж либо путем внесения изменений уже в существующее законодательство.
Предложенные ОЭСР рекомендации структурированы в шесть блоков:
- Признание иностранной компании контролируемой. Определяется основание, для признания компании контролируемой, например, наличие необходимой доли в уставном капитале либо право на получение прибыли, либо возможность влиять на деятельность компании.
- Исключение из правил КИК. Существующие правила о КИК предполагают некоторые исключения, например, по налоговой ставке. Если ставка налога юрисдикции иностранной компании соответствует ставке налога юрисдикции контролера, правила КИК не будут применяться.
- Определение дохода. Некоторые страны облагают налогом любой доход, полученный КИК, некоторые, лишь определенный тип дохода.
- Вычисление прибыли. Существуют различные подходы к калькуляции прибыли контролируемой компании.
- Распределение прибыли. После вычисления прибыли, следующий шаг определение как прибыль должна быть распределена определенному владельцу в КИК.
- Избежание двойного налогообложения. Рекомендация по избежанию двойного налогообложения при применении законодательства о КИК.
Каким путем пойдет украинский законодатель, пока рано говорить, но уже понятно, что бизнесу в Украине необходимо в ближайшее время пересмотреть схему своей работы и готовиться к внедрению изменений в соответствии с новыми требованиями законодательства.
Что касается присоединения Украины к международным инициативам ОЕСР касательно автоматического обмена налоговой информацией, эту тему мы подробно освещали в нашей заметке «Завершения эры банковской тайны»